Паровозы серии Су

Пассажирский паровоз Су-250-64
Пассажирский паровоз Су-250-64

Паровозы серии Су — Сормовский, Усиленный паровоз. Производство велось с 1924 по 1951 год на — Брянском машиностроительном заводе (БМЗ), Коломенском заводе, Луганском (Ворошиловградский) тепловозостроительном заводе, Сормовском заводе, Харьковском заводе транспортного машиностроения. Всего построено 2683 штук.

Пассажирский паровоз Су-250-64
Пассажирский паровоз Су-250-64

Особенности паровозов серии Су: примена простая паровая машина (пар используется один раз, без возврата конденсирования); основной пассажирский паровоз с 1930-х по 1960-е года, отличался лучшей обеспеченностью паром при самой форсированной работе котла и малым расходом топлива; вся серия разбита на пять проектов по годам выпуска.

Пассажирский паровоз Су-250-64
Пассажирский паровоз Су-250-64

Модификации паровозов серии Су: проект 152 (1925 года выпуска, построено 110 единиц) — создан на базе паровоза серии СВ, внесены изменения в конструкцию топки, дымовой коробки и перегреватель Шмидта заменён на перегреватель системы Чусова; проект 153 (1926 года выпуска) — котёл заменён на медный и сдвинут вперёд, тем самым нагрузка на заднюю поддерживающую ось снижена с 19 до 17 тонн для оснащения паровоза нефтяным топливом; проект 1932 — выяивились недоработки, снижающие КПД, топочная часть котла снова стальная, изменена и укреплена конструкция паровоза; проект 1934 — появился под буферным брусом путеочиститель, рама паровоза с тендером жёстко скреплена, переработан тендер в сторону увеличения перевозимого запаса топлива/воды; проект 1947 — внесены изменения в конструкцию топочной части котла, запасы тендера увеличены.

Пассажирский паровоз Су-250-64
Пассажирский паровоз Су-250-64

Технические характеристики паровозов серии Су:
Длина паровоза — 13 424-13 594 мм
Длина тендера — 9049 мм
Колея — 1524 мм
Конструкционная скорость — 115 км/ч
Мощность — 1380-1565 л.с.
Давление пара в котле — 13 кг/см²
Площадь нагрева котла — 71,48-89,35м²
Осевая формула — 1-3-1
Служебная масса — 75,9-81 т (порожний) и 83,3-88,8 т (служебный)
Тип пароперегревателя — Вальсхарта
Тип — пассажирский

Пассажирский паровоз Су-250-64
Пассажирский паровоз Су-250-64

Паровозы серии Су получили широкое распространение на железных дорогах Советского Союза, заменив паровозы устаревших типов серий А, Г, Н, Б, К, Ку, С и др. Из 43 существовавших на 1 января 1940 года железных дорог только три не имели паровозов серии Су: Московско-Окружная, Рязано-Уральская и Ашхабадская. На Московско-Окружной вообще не работали пассажирские паровозы, на Рязано-Уральской пассажирское движение обеспечивалось в то время паровозами серий М, Б и У, на Ашхабадской — паровозами серий Б и Н.

Пассажирский паровоз Су-250-64
Пассажирский паровоз Су-250-64

Паровозы серии Су, имевшие высокие теплотехнические и тягово-эксплуатационные качества, были одними из лучших не только среди отечественных, но и среди зарубежных паровозов.

Магистральный пассажирский паровоз П36-0120
Магистральный пассажирский паровоз П36-0120

Предшественник паровозов серии Су — паровоз серии СВ. Последователи паровозов серии Су  паровозы серии ИС и П36.