Автобус ЗИС-8

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

ЗИС-8 – советский городской автобус на длиннообразном шасси ЗИС-11 (удлинённом с 3,81 до 4,42 метров варианте ЗИС-5), который выпускали на Московском автомобильном заводе имени Сталина с 1934 по 1936 год. Автобусы ЗиС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 году партия из 16 машин была отправлена в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей — 100 грузовиков ЗИС-5.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗиС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на ЗИСовские шасси. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось, у большинства предприятий полностью отсутствовала техническая документация и чертежи для производства, приходилось делать автобусы по заводскому «образцу». Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗиС-8.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

В Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗиСа. Вторым авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936 года было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗиС-8 и дополнительный мост-балку.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Кузовной отдел НАТИ (ныне — НАМИ) в 1935 году спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗиС-8. Кроме пассажирских автобусов, на шасси ЗиС-8 были разработаны и построены специализированные фургоны для перевозки мясопродуктов, хлеба, промтоваров, пожарные фургоны различных конструкций, однако к автобусам ЗИС-8 их вряд ли можно причислить. Следует отметить, что существовали также экспериментальные газогенераторные автобусы ЗИС-8, в том числе с прицепной тележкой, где размещался газогенератор.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

За два года производства непосредственно ЗИСом было выпущено всего 547 автобусов ЗИС-8, но со второй половины 1936 года производство данной модели (несмотря на большие потребности быстрорастущих городов СССР) было остановлено в связи с реконструкцией завода и переходом на более совершенную модель ЗИС-16. Производство более совершенного аА , отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненный на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Однако, вариантов ЗИС-8 было очень много, поскольку их строили авторемонтных предприятиях во многих других городах. За основу брали конструкцию ЗИС, но вносили в неё по мере надобности и необходимости местные изменения.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Сейчас оригинальных автобусов ЗИС-8 не сохранилось и не осталось вовсе. До наших дней в состоянии «на ходу» сохранился так называемый «Шараповский» ЗИС по прозвищу «Фердинанд», на котором ездит группа оперативников МУРа в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Однако, его нельзя считать полноценным ЗИС-8, ведь он построен на шасси обычного ЗИС-5. Любопытный пример воссоздания легендарной машины – ЗИС-8 производства «Мосгортранса». Но этот автобус имеет раму не той модели – ЗИС-12, а у неё задний свес меньше, чем у ЗИС-8.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Один из наиболее идентичных заводскому варианту ЗИС-8 отреставрирован в городе Санкт-Петербург. В основу реставрационного проекта легла сохранившаяся машина ЗИС-8, имеющая оригинальное шасси, на котором и восстановлен автобус.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Деревянный каркас кузова изготовлен по имеющимся образцам и заводским чертежам, обшит металлом согласно техническим условиям.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

На автобусе установлен оригинальный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с., карданный вал с подвесным подшипником, тормоза с механическим приводом.

При реставрации салона сидения были обшиты коричневым дерматином, белым обтягивался потолок. Крыша снаружи обтягивалась брезентом и прокрашивалась в несколько слоёв. Так же было уделено должное внимание мелочам – приборы, руль, бампера, фары и многое другое использовались оригинальные. По чертежам изготовлены обшивки столбов, водосливные козырьки и другие металлические детали. Допуск при изготовлении не превышает 0.5 мм, зазор между листами обшивки 3-4 мм. Стекла салона специально закалённые, установлены в проём с бумажным уплотнителем (прошвой). Автобус окрашен в два цвета, что соответствует довоенной окраске маршрутных автобусов. Маршрутный указатель, «Аншлаг», установленный над лобовым стеклом, имеет овальные отверстия для обозначения маршрута, в центре «аншлага» установлена табличка с номером 9. Маршрут №9 проходил от Красной площади (Площадь Александра Невского) до площади Урицкого (Дворцовая площадь) по проспекту 25-го Октября (Невский проспект). Маршрут действовал с 1932 года до начала Великой Отечественной войны.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Конструктивно ЗИС-8 мало отличался от своего предшественника, автобуса АМО-4, кузов образца 1932 года типа «новый стандарт» или «стандарт» остался без значительных изменений. Основные изменения затронули шасси – рама стала усиливаться накладкой вдоль лонжеронов, двигатель стал мощнее из-за большего диаметра поршней (101,6), гидравлические тормоза спереди были заменены механическими, кроме того появился новый карданный вал с шарнирными сочленениями типа «Спайсер №500». Изменения в шасси были общими для всех ЗИСовских грузовиков, в том числе и для автобусных шасси.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Новый автобус получил увеличенный до 105 литров топливный бак и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом, изготовлявшимся из разных пород дерева, обшитый металлом, был построен по проекту конструктора Н.И. Францева и художника ЗИСа И.Ф. Германа. В противовес принятой тогда кустарной практике изготовления деревянного каркаса в виде неразборной клетки И.Ф. Герман предложил для ЗиС-8 делать «подсобранные» элементы каркаса, а затем из них — целый узел. Борта, заднюю и переднюю стенки, двери, крышу, основание пола изготавливали отдельно, а затем собирали воедино. Такое решение во много раз упростило и удешевило сборку.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Характеристика наиболее распространенных упругих элементов подвески — рессор, пружин или торсионов — такова, что их жёсткость в зависимости от нагрузки не меняется. Поэтому переполненный пассажирами автобус ЗиС-8 с рессорной подвеской шёл по дороге плавно, пустую же машину бросало на неровностях дороги, словно лодку на волнах.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

ЗИС-8 имел 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель объёмом 5,55 литров, который развивал мощность 73 лошадиные силы.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Этот двигатель позволял автобусу полной массой 6,1 тонны разгоняться до 60 км/ч.