Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 — мощный и надёжный мотоцикл, поставлявшийся в СССР по лэнд-лизу и прекрасно зарекомендовавший себя во время Великой Отечественной войны.

На международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в МВЦ «Крокус Экспо»
На международной выставке исторической военной техники «Моторы войны» в МВЦ «Крокус Экспо»

Мотоциклы WLA получили серийный номер 42, который указывал на год массового запуска производства модели.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Остаётся загадкой, почему после первой партии в конце 1941 года уже все модели, не зависимо от года «рождения», получали серийный номер 42.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Военная модель базировалась на своём «мирном» предшественнике WL, но отличалась от него более развитыми грязезащитными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной, и другими сапунами картера, исключающими возможность попадания воды внутрь.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Военное время диктовало свои правила и в отношении окраски мотоцикла – «хаки» стал его визитной карточкой. В отличие от мирной модели, WLA 42 получил в нагрузку мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, чехол для автомата «Томпсона», а также фары и задние фонари со светомаскировкой. От своих предков WLА 42 унаследовал жёсткую подвеску заднего колеса и коротко-рычажную переднюю вилку.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Производство мотоцикла было поставлено, что называется, на широкую ногу. И в первую очередь благодаря своим техническим особенностям.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

При весе около 220 килограммов, этот мотоцикл мог везти на себе более сотни килограмм веса. На ровной дороге он мог развивать скорость до 115 км/час, что по тем временам было внушительным показателем.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

В качестве силового агрегата использовался 740 — кубовый, нижнеклапанный, V-образныйдвухцилиндровый двигатель, расположенный продольно и сблокированный с 3-х ступенчатой коробкой передач.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Объём бака у этого мотоцикла составлял 14 л, а мощность двигателя — 25 лошадиных сил.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год

Особенностью механизма WLA 42 было высокое максимальное значение крутящего момента при низких оборотах, что усиливало приспособляемость мотора к нагрузкам и создавало отличную тяговитость в условиях бездорожья.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Во время Великой Отечественной войны мотоцикл массово поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу. Здесь его значительно усовершенствовали, наладив выпуск моделей с коляской от тяжёлого мотоцикла М-72. Подобное нововведение значительно повысило его грузоподъёмность, что в годы войны было существенным «плюсом». В нашу страну было поставлено более 50 000 мотоциклов WLA 42.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год

Заокеанская модель ценилась у нас, прежде всего, за свою надёжность, скорость и удобство управления. Harley-Davidson WLA-42 имел глубокое седло с мягкой центральной пружиной, большие плоские подножки, контрольные лампы зарядки аккумулятора и давления масла, широкий руль с отогнутыми назад рукоятками, большие дуги безопасности. Эти «железные кони» благодаря своей маневренности, высокой скорости и удобной конструкции получили широкое распространение в разведке, подразделениях связи. На них «гоняли» и офицеры штабов, отдавая предпочтение комфорту во всех отношениях.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

После окончания Великой Отечественной войны десятки тысяч поставленных по ленд-лизу «Харлеев» служили в различных государственных организациях и учреждениях, а также в органах ОРУД (нынешнее ГАИ, ГИБДД).

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год

Со временем, всё возрастающее производство «Уралов» вытеснили эксплуатацию «ВЛА-шек» из государственных организаций и многочисленные «Харлеи» нашли своё пристанище в пытливых и неутомимых советских «частных руках».

Мотоциклы Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоциклы Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Благодаря высокой надёжности эти мотоциклы продолжали эксплуатироваться вплоть до недавнего времени.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42. 1945 год

Этому способствовало обилие, поставлявшихся вместе с мотоциклами во время войны, запасных частей и целых агрегатов.

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

С падением «железного занавеса» и открытием границ эта лавина техники потекла бесконечным потоком на Запад, заработали законы Экономики — мир требовал «ВЛА-шек».

Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42
Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42

И сегодня этот мотоцикл Harley-Davidson WLA-42 можно встретить практически в любой стране мира.

Мотоциклы Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)
Мотоциклы Harley-Davidson WLA 42 (Харлей-Дэвидсон)

Производство мотоциклов Harley-Davidson WLA-42 остановилось после окончания войны, но было возрождено в США в период Корейской войны 1949-1952 гг.

Выставка-аукцион «Редкие автомобили» в Центральном доме художника
Выставка-аукцион «Редкие автомобили» в Центральном доме художника

В начале июня 2018 года в России впервые состоялся аукцион редких и классических автомобилей. На мероприятие, организованном «Аукционным домом Егоровых», выставили десятки лотов. Мотоцикл Harley-Davidson WLA 42 был выставлен как лот 110. Ожидаемая выручка 1,4-1,8 миллионов рублей.