Завершилась реставрация старейшей трамвайной остановки на севере Москвы

Старейшая трамвайная остановка «Красностуденческий проезд»
Старейшая трамвайная остановка «Красностуденческий проезд»

Движение паровых трамваев, заменивших конку, началось в Москве в 1886 году. Линия проходила от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского.

Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

Вблизи парка в Красностуденческом проезде сохранился чугунный павильон, в котором москвичи ждали парового трамвая.

Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

3 августа 2018 года общественности представили отреставрированный памятник, который всё ещё используется по прямому назначению.

Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

Шум трамваев здесь не утихает практически ни на минуту, маршрут № 27 ходит часто — и, так же, как и сто лет назад, пассажиры высаживаются у павильона на остановке «Красностуденческий проезд».

Павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

Павильон в Красностуденческом проезде — образец промышленной архитектуры первой половины ХХ века. Летом 2017 года он был признан объектом культурного наследия и уже приведён в состояние, соответствующее этому статусу.

Павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

Автор павильона — архитектор Франц Андреевич Когновицкий, один из признанных мастеров московского модерна. Позднее проект дополнил его ученик — архитектор Евгений Васильевич Шервинский. В 1920-х годах павильон был реконструирован с использованием чугунных деталей.

Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

На этом маршруте «паровичка» работал кондуктором писатель Константин Паустовский.

Пассажирский трамвай постоянного тока 71-619А (КТМ-19А) № 30272 на маршруте № 27
Пассажирский трамвай постоянного тока 71-619А (КТМ-19А) № 30272 на маршруте № 27

Константин Георгиевич Паустовский вспоминал, что руки у него постоянно были зелёными от передаваемых пассажирами медных монет. С началом Первой мировой войны Константин Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Константин Паустовский работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

В 1990-х годах павильон пережил пожар, а потом его быстро адаптировали под тогдашние нужды города: пивной ларёк и ремонт обуви — и ничего, что напоминало бы о былом изяществе. Хорошо сохранились только чугунные колонки с нижними деталями — базами и постаментами, то есть основание остановки. По словам специалистов, вместо того чтобы всё разобрать и отлить эти элементы заново, реставраторы решили столбы не выправлять, а проводить работы прямо на месте, с сохранением исторических подлинников.

Во время реставрации были демонтированы все поздние элементы, которые искажали облик павильона. Элементы кровли заменены по историческим образцам, чугунные элементы были расчищены, утраченный декор, в частности, канители, — восстановлены.

Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»
Чугунный павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд»

Стоит подчеркнуть, что объект восстановлен по программе «Рубль за квадратный метр». Арендатор должен был выполнить работы по реставрации и сохранению исторического облика объекта под контролем Мосгорнаследия.

— Здесь два помещения примерно по 12 квадратных метров. Я думаю, в одном из них разместится небольшой магазин «Соки-воды», а другой будет отдан под заведение общественного питания. Однако нужно понимать, что площадь очень маленькая, так что даже складские помещения здесь нельзя разместить. В центре, конечно, пассажиры будут, как прежде, ждать транспорта, — рассказала арендатор объекта Анна Паничкина. По её словам, точка вполне может стать востребованной не только для пассажиров, но и для местных жителей, так как продуктовых магазинов в шаговой доступности не так уж много.