Как работает хозяйственный поезд в Московском метрополитене

ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года
ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года

Каждую ночь на смену пассажирским поездам Московского метрополитена выходят машины для очистки тоннелей.

ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года
ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года

При движении состав создаёт пониженное давление, и в тоннели с платформ потоками воздуха затягиваются частички пыли и мусора.

ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года
ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года

Они имеют свойство спрессовываться и создавать помеху в работе некоторых систем метрополитена.

ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года
ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года

Кроме этого, на стенах скапливается металлическая пыль, образующаяся от трения тормозных колодок о колёса, которую нужно смывать.

ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года
ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года

Для борьбы с грязью предназначены специальные хозяйственные поезда. Машинисты, которые водят хозяйственные поезда, должны знать путевое развитие всех линий метро и электродепо. Ну и работать им приходится только ночью.

ЗУМПФовый агрегат № 6 (2013 год)
ЗУМПФовый агрегат № 6 (2013 год)

— В метрополитене такие поезда ласково называют «хозяйки». Мотовозы — это универсальные солдаты, но пассажиры их не видят. Они помогают строить новые линии метрополитена, перевозят рабочих или материалы и выполняют ещё много вспомогательных функций, — говорит историк инженерии Сергей Морозов.

ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года
ЗУМПФовый агрегат № 6 выпуска 2013 года

Влажная уборка происходит с помощью промывочного и зумпфового агрегатов.

Они похожи на две небольшие цистерны, которые расположены на прицепных платформах.

Двигаясь по тоннелю и направляя воду под давлением, промывочный агрегат очищает тоннель и предотвращает скопление грязи и пыли на путях и стенах.

При промывке тоннелей и станций вода и ил стекают в специальные накопители — зумпфы. Для их очистки предназначен зумпфовый агрегат.

Зумпфовый агрегат смонтирован на двухосной железнодорожной платформе грузоподъёмностью 20 тонн и состоит из цистерны ёмкостью 12 кубических метров, вакуум-компрессора с электродвигателем, связанным с компрессором муфтой, и шланга.

Агрегат откачивает воду и ил и транспортирует их в депо на специальную базу для последующей утилизации, где для этих целей предусмотрены специальные отстойники.

Время, которое тратится на заполнение цистерны, составляет примерно 12-15 минут.

Мотовоз МК2/15 № 2298 выпуска 1953 года
Мотовоз МК2/15 № 2298 выпуска 1953 года

Мотовоз — локомотив с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности, как правило, до 220 кВт, для маневренных и вспомогательных работ на железнодорожных путях и путях метрополитена.

Мотовоз МТК-1 № 16 выпуска 2014 года
Мотовоз МТК-1 № 16 выпуска 2014 года

Мотовоз может транспортировать груз массой до 25 тонн. Парк мотовозов обновляется сегодня современной моделью МТК-1.