Трёхосный грузовик повышенной проходимости ЗИС-6

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

ЗИС-6 — советский трёхосный (6 × 4) 4-тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Создан на базе массового народнохозяйственного грузовика ЗИС-5 (4 × 2).

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА

ЗИС-6 — вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 30-х годах ХХ века и в начальный период Великой Отечественной войны.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

С декабря 1933 года до 15 октября 1941 года на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина произведено 21 239 единиц ЗИС-6.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

Прототипом трёхосного ЗИСа в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки, поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм шасси ЗИС-6К (на базе ЗИС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940-1941 годах на усиленном короткобазном шасси ЗИС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году, но из-за начала Великой Отечественной войны фактически остался опытной моделью.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

На шасси ЗИС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2, фургон-радиостанцию, топливозаправщик БЗ-35, применявшийся, в основном, в авиации, передвижную 30-киловаттную электростанцию АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоулавливатель ЗТ-5, 3-тонный автокран АК-3, автокран «Январец» и т.д. В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ под руководством И.И. Гвая были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 («Катюша»). 21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение РККА.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

Летом 1939 года в кузове грузовика ЗИС-6 была смонтирована первая экспериментальная установка реактивного залпового огня МУ-2, а осенью — более мощная М-132. В 1940-м появилась пусковая установка М-13-16, но шасси стандартного ЗИС-5 под неё не годилось — оказалось перетяжелённым и не выдерживало интенсивной стрельбы, кроме того, совершенно неудовлетворительной была проходимость на грунте. Соответственно, первые 5 опытных установок БМ-13-16 были изготовлены на шасси ЗИС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелись 10 экспериментальных установок БМ-13.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

С началом Великой Отечественной войны, летом-осенью 1941 года на шасси ЗИС-6 было организовано серийное производство гвардейских миномётов (установка реактивного залпового огня) БМ-13-16 (М-13) впоследствии известных как «Катюша».

РСЗО БМ-13 «Катюша» в Измайловском парке культуры и отдыха
РСЗО БМ-13 «Катюша» в Измайловском парке культуры и отдыха

Под комплектацию гвардейских миномётов М-13 осенью 1941 года автомобили ЗИС-6 пришлось реквизировать (в том числе и с бортовыми платформами и прочими кузовами, которые затем демонтировались) из автопарков различных гражданских организаций и военных частей по специальному мобилизационному предписанию.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

Из-за приближения фронта к Москве в октябре 1941 года и эвакуации большей части мощностей ЗИСа на восток страны, производство столь необходимого шасси ЗИС-6 было вынужденно свёрнуто — установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 приказом ГКО снята с производства в ноябре 1941 года.

Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-6

Зимой 1941/42 из автохозяйств были изъяты последние ЗИС-6, которые пошли под установку менее мощных реактивных миномётов М-8-36 и М-8-48. В дальнейшем гвардейские реактивные миномёты «Катюша» устанавливали на бронепоезда, гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ и лёгкий танк Т-60, а с весны 1942 года преимущественно на ввозимые по Ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6. Поэтому в настоящее время практически все выставленные в различных музеях «Катюши» на шасси ЗИС-6, оснащённые угловатыми крыльями не аутентичны — такие крылья на ЗИС-6 серийно не устанавливались и могли появиться только в результате последующих капремонтов. К тому же оснащавшийся полностью деревянной кабиной и подобными гнутыми крыльями из низкокачественного кровельного железа эрзац-вариант ЗИС-5В выпускался в 1942-1944 годах только с задними тормозами и единственной фарой, а вторую получил лишь в 1945 году.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6 созданная в 1947 году
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6 созданная в 1947 году

Пожарная лестница Metz на шасси ЗИС-6 создана в 1947 году. В довоенные годы советская пожарная охрана комплектовалась автолестницами, приобретёнными в Германии.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Отличавшиеся высокой надёжностью и качеством сборки они служили достаточно долго. Самым слабым звеном в иностранных пожарных автолестницах было шасси, страдающее от невысокого качества советских мостовых.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Складывалась парадоксальная ситуация, когда шасси приходило в негодность, а комплект колен со всеми механизмами свой ресурс не вырабатывал.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Специалистами пожарной охраны Москвы и Ленинграда ещё в довоенные годы была освоена перестановка иностранных лестниц на отечественное шасси. Процесс постройки такой автолестницы занимал примерно один месяц.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Великая Отечественная война вмешалась в планы пожарных специалистов, и в военные годы такие работы не проводились. В первые послевоенные годы процесс приобрёл новый импульс в развитии, когда из нескольких разбитых войной автомобилей и трофейных автолестниц специалистами технической службы собирались так необходимые пожарным специальные автомобили.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Примером такого технического творчества является металлическая лестница «Metz DL-26», установленная специалистами технической службы московской пожарной охраны в 1947 году на дооборудованное и усиленное отечественное шасси ЗИС-6.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Этот пожарный автомобиль, как и ряд других, был восстановлен специалистами технической службы Управления пожарной охраны Мособлисполкома к 60-летию советской пожарной охраны в 1978 году.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6
Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Длительное время пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6 созданная в 1947 году хранилась на отдельном посту ПЧ-29 в подмосковной Балашихе.