Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan

Американский лёгкий учебный самолёт T-6 Texan
Американский лёгкий учебный самолёт T-6 Texan

Американский лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан (англ. T-6 Texan). Использовался для обучения лётчиков-истребителей в армии США, ВМС США, Королевских военно-воздушных сил и других воздушных сил Британского Содружества во время Второй мировой войны и в послевоенное время — вплоть до 1950-х гг.

Американский лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Американский лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

Первые полёты прототипа состоялись 1 апреля 1935 года. Серийное производство началось в 1937 году. В общей сложности было построено 15 495 самолётов T-6 всех модификаций.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan
Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan

Самолёт T-6 Texan ограниченно использовался в ряде войн и вооружённых конфликтов (Палестина, Корея, Вьетнам, Лаос, Кения, Алжир), в основном для воздушной разведки и корректировки, реже — в качестве лёгкого штурмовика.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

Португалия использовала самолёт T-6 Тексан во время колониальной войны в Африке. В ходе войны было потеряно по крайней мере четыре самолёта.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

Интерес советских специалистов к Т-6 был проявлен в 1942 году. В декабре того же года был сделан официальный запрос к американцам на поставку партии из 30 самолётов. В начале 1943 года поставки самолёта начались через северные порты СССР. Прибыли в разобранном виде восемь самолетов модификации АТ-6С. Первые шесть машин доставили в 6-ю запасную бригаду в Иваново, где их и собрали. Один самолёт выделили для испытаний в НИИ ВВС.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

В мае-июне самолёты прошли испытания и получили положительные оценки. В испытаниях участвовал командир 6-й бригады полковник Ю.И. Шумов.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

В отчёте записано: «По технике пилотирования самолёт прост, имеет хорошую продольную и боковую устойчивость, позволяет выполнять весь пилотаж, необходимый самолётам истребительного типа: виражи, боевые развороты, перевороты, бочки, иммельманы, петли, пикирование». Мотоустановка была надёжной, самолёт в целом прост и удобен в эксплуатации. Особо подчеркнули наличие вооружения и оборудования для слепых и ночных полётов. Весьма ценным сочли то, что компоновка кабины походила па американские истребители, которых в наших ВВС тогда было немало.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

«Тексан» годился для тренировки пилотов, обучения воздушной стрельбе. Но вот для подготовки штурманов его сочли непригодным — нет бомбового прицела, бомбосбрасывателя во второй кабине. Не было и радиополукомпаса, тогда уже стоявшего практически на всех бомбардировщиках.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан
Лёгкий учебный самолёт T-6 Тексан

Ещё одну партию из 22 единиц поставили через Иран, но два из них были потеряны по пути.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan
Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan

Весной 1945 года советские специалисты запросили партию из 600 машин, но американцы согласились поставить только 225. Их отправляли в СССР через Аляску. Все они были модификации AT-6F, на которой вернулись к исходному планеру полностью из лёгких сплавов. Первые AT-6F пошли по трассе в июне. Последняя группа «Тексанов» вылетела из Фэрбенкса в середине июля и уже к началу августа 1945 года достигла Красноярска.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan
Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan

Всего до завершения поставок по ленд-лизу советской стороне успели сдать 54 AT-6F. Все они благополучно прошли по трассе. 20 августа «Тексаны» участвовали в воздушном празднике в Якутске: пара машин демонстрировала высший пилотаж.

Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan
Лёгкий учебный самолёт T-6 Texan

«Тексаны» распределили в основном между запасными бригадами и полками, занимавшимися переучиванием на импортную технику, а также в лётные училища. Большая часть их поступила в 6-ю запасную бригаду. Отдельные самолёты попали в другие места, в том числе поединично — в строевые истребительные полки. «Тексан», испытывавшийся в НИИ ВВС, так там и остался. Его использовали при испытательных полётах как самолёт сопровождения. При этом на месте стрелка сидел кинооператор. Несколько машин получил полк инспекции ВВС. По крайней мере один самолёт достался учебному полку Военно-воздушной академии, базировавшемуся в Монино. В связи с малочисленностью распространения «Тексаны» у нас не получили и эксплуатировались недолго.