История компания Velocette

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

Английская компания Velocette с самого начала ХХ века производила мотоциклы: одноцилиндровые, а также двухцилиндровые оппозитные двух- и четырёхтактные. Они не смогли пережить кризис европейской мотопромышленности середины 60-х годов ХХ века, но продержались на плаву дольше многих – до 1971 года.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1857 году в Обервинтер (провинция Райне) в Германии родился Йохан Гудэеманн, который в возрасте 19 лет перебрался в Англию и принял там более привычные слуху коренного населения имя и фамилию Джон Тейлор. Уже в зрелом возрасте, после получения английского гражданства, он ещё раз поменяет фамилию, на созвучную семейной – Гудман. В 1905 году Джон Тейлор и его партнёр Вильям Гью используют имя Veloce для первого мотоцикла компании TeylorGue Ltd. Позднее в этом же году Джон откроет собственную фирму по производству мотоциклов и запчастей. В 1906 году начинается серийное производство мотоцикла Veloce 2 H.P. В 1907 году сыновья Джона (Перси и Юджин) создают компании New Veloce Motors и Veloce Motor Car. Идут работы над автомобилем, который так и не был запущен в производство. Компании, несмотря на названия, занимаются производством деталей, не имеющих отношения к мотоциклам и автомобилям. В 1908 году компания отца Veloce Ltd. работает над новой моделью мотоцикла, в которой решено использовать двигатель, разработанный сыновьями.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1909 году был представлен мотоцикл 2 1/2 H.P. с двухтактным мотором объёмом 276 см3. В этом передовом аппарате было много технических инноваций, опередивших своё время. В 1910 году 276-кубовый мотоцикл продаётся не очень хорошо, модельный ряд решено расширить более простым и дешёвым 499-кубовым четырёхтактным нижнеклапанным мотоциклом. В 1911 году Джон Тейлор получает британское гражданство. В 1912 году Модель 2 1/2 H.P. добивается успехов в гонках и приобретает популярность. На её основе создаётся также модель для женщин с рамой иной формы.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1913 году на мотоциклах Veloce появился ножной стартер – редкость для того времени. Выходит новая модель Velocette 206 с двухтактным двигателем. В первом каталоге компании перечислены выпускаемые модели мотоциклов, аксессуары к ним, а также описаны технические достижения компании, внедрённые в производство за прошедшие восемь лет.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1914 году Velocette выходит в односкоростном варианте с ременным приводом и с двухскоростной коробкой передач и цепным приводом. К некоторым моделям мотоциклов можно было заказать коляску. В 1916 году компании сыновей Джона Перси и Юджина присоединяются к компании отца. В 1919 году в производстве остались только двухтактные модели – D1 и DL1, которые были переработаны в D2 и DL2. В 1920 году фабрика переезжает в Victoria Road, Aston, Birmingham. Три мотоцикла D2 принимают участие в ACU Six Days’ Trial и возвращаются оттуда с золотом. В 1921 году выходит D3 ACU Six DaysTrial с трёхскоростной КПП и цепным приводом, но без привычного нам рычага сцепления. В 1922 году появляется сцепление, но не на привычном месте, а в приводной звезде на заднем колесе. В 1923 году объём двигателя увеличивается до 249 см3, появляется электрическая фара (Maglita), добавляются модели G и GC (C – Сolonial). В 1924 году были представлены упрощённые и удешевлённые модели А с ременным приводом и двухскоростной КПП, а также B – с цепью и тремя скоростями. 1925 год больших перемен. Серия G переименовывается в H, модель A становится AC, попутно меняя ремень на цепь в приводе, возвращаются четырёхтактные моторы – в верхневальном исполнении они ставятся на модель K. Её сначала окрестили по-старому Veloce, но потом переименовали в уже ставшее популярным Velocette. На её основе создан спортивный KSS. Модель для женщин по-прежнему осталась в производстве, она маркируется Es.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1926 году название Velocette зарегистрировано как торговая марка. Фабрика переезжает в новое просторное помещение в Hall Green, Birmingham. Алек Беннет приносит компании первую победу в гонке ТТ, выиграв с 10-минутным преимуществом в классе Junior TT. В 1927 году двухтактный мотор модернизируется, при этом рабочий объём остаётся прежним – 249 см3. Из рамы спортивного KSS и гражданского двигателя K делают KS – мотоцикл, который хорошо рулится, но не требует спортивного внимания к двигателю после каждого выезда. В 1928 году модель K бьёт мировой рекорд расстояния, преодолеваемого за один час, проходя более 100 миль. Компания празднует это, выпуская KE и KES, где « обозначает экономичность. В 1929 году у модели U появляется супер-спортивная версия USS, а также дорожная версия «Модель 32». Впервые мотоцикл компании окрашен не в чёрный цвет – у «Модели 32» бензобак синего цвета. Реплику мотоцикла KSS, участвующего в ТТ, можно купить – она продаётся как KTT. На нём впервые применено ножное переключение передач. Также в модельном ряду появляются 350-кубовые четырёхтактные верхневальные KN и KNS.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1930 году в новом двухтактном GTP впервые на мотоцикле применена катушка зажигания. В KTP поставили двухпортовую головку цилиндров, позволяющую установить два карбюратора, при этом клапанов в цилиндре всего два – впускной и выпускной. В 1931 году в ознаменование побед, завоёванных в гонках ТТ на бензобаках появилась надпись «26-28-29 TT Winners». Для того, чтобы различать KTT разных поколений, им дают суффиксы – Mk II и Mk III. В 1932 году появился KTT Mk IV. Двухтактный GTP получает сиcтему автоматической смазки, где маслонасос дозирует подачу во впускной тракт в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки – ещё одна инновация от Velocette. В 1933 году в серии M используются верхнеклапанные двигатели. В MOV – объёмом 248 см3, а в MAC – 349 см3. В 1934 году новый 500-кубовый OHC Racer приходит третьим в Senior TT. В 1935 году 500-кубовый MSS дополняет линейку M. Также появляется KTT Mk V. В 1936 году очень маленьким тиражом выпущен KTT Mk VI. В 1937 году заводская команда занимает второе место в Junior TT. На первом – команда ISDT, использующая 600-кубовые двигатели Velocette OHV.

Мотоцикл Velocette
Мотоцикл Velocette

В 1938 году заводская команда Velocette занимает две верхних ступеньки пьедестала в Junior TT и второе место в Senior TT. Из новинок – только KTT Mk VII. В 1939 году выходит KTT Mk VII. Koманда опять выигрывает Junior TT. Начаты работы над двигателем Roarer – 490-кубовым четырёхтактником с нагнетателем, а также над прототипом О с оппозитным двигателем объёмом 580 см3. Оба проекта не были завершены. В 1940 году на базе модели MAC разработаны и поставляются для нужд армии и полиции версии MDD и MAF. В 1946 году в послевоенной линейке остались GTP, MOV, MAC, MSS и KSS.