Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4

Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4
Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4

Иж Юпитер-4 (ИЖ Ю-4) — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для передвижения по дорогам, имеющим разное покрытие.

Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4
Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4

Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4 выпускался Ижевским машиностроительным заводом в период с 1980 по 1985 год. К мотоциклу можно присоединять боковой пассажирский прицеп, что позволяло сразу перевозить двух пассажиров или использовать прицеп для транспортировки небольших грузов. Именно увеличенная пассажировместимость стала важной составляющей популярности мотоциклов ИЖ Ю-4.

Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4
Дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер-4

К особенностям устройства мотоцикла следует отнести установку более мощного двигателя, использование специальных резинок для амортизаторов с целью снижения вибрации двигателя на раме, для повышения проходимости был увеличен ход обоих колес. Впервые на ИЖ Юпитер-4 использована 12-ти вольтовая электросхема. Также были улучшены оптика и световая сигнализация.

Простая конструкция мотоцикла Иж Юпитер-4, а также традиционно широкая унификация всех моделей Ижевского завода, в том числе с ИЖ Планета 4, которая обеспечивала высокую доступность запчастей, позволяли выполнять ремонтные ремонт работы в сельских условиях. Для повышения продолжительности эксплуатации и надёжности работы мотоцикла, особенно на запылённой сельской местности необходимо было выполнять своевременное техническое обслуживание. Именно для таких условий завод установил достаточно небольшую периодичность: ТО № 1 – через 2000 км, ТО № 2 – в 4000 км.

Несмотря на высокую общую надёжность мотоцикла, наиболее частые поломки происходили в электрооборудовании. Прежде всего, это связывалось с применённой на ИЖ Юпитер-4 12-ти вольтовой схеме электрооборудования, которая была ещё не отработана и имела низкую надёжность, поэтому при ремонте даже опытным электрикам приходилось пользоваться специальными цветными электросхемами проводки.

Самой распространённой неисправностью была потеря соединения или окисления в многочисленных разъёмных контактах, которые широко использовались в проводке ИЖ Юпитер-4. Такие разъёмы очень широко распространены сейчас в электрооборудовании для использования как в мотоциклах, так и в автомобилях, но тогда для многих владельцев мотоциклов стоял вопрос как своими руками провести ремонт таких контактов. Пыль грязь вода и снег, от которых мотоцикл защищён гораздо меньше, чем автомобиль, являлись основными причинами нарушения работоспособности, поэтому и основные решения владельцев ИЖ Юпитер-4 были направлены на защиту таких соединений в схеме проводки. С этой целью контакты срезались и провода спаивались между собой напрямую, также контакты очень плотно обматывались изолентой или герметизировали пластилином. Это позволяло защищать соединения от внешних вредных воздействий. Такие решения не добавляли красоты внешнему виду мотоциклу, но и без этого очень многие владельцы стремились сделать свой ИЖ Юпитер-4 индивидуальным и с этой целью выполняли тюнинг своими руками.

Совместно с невысокой ценой, мощным двигателем, качественными техническими параметрами и высокой проходимостью мотоцикл ИЖ Юпитер-4 наибольшую популярность получил среди сельских жителей, где применялся не только для пассажирских перевозок, а также использовался как универсальное грузо-пассажирское транспортное средство для доставки различных партий небольших грузов.