Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8)

Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Проектирование самолёта под рабочим названием «АНТ-42» было начато в июле 1934 года бригадой В.М. Петлякова ОКБ А.Н. Туполева. По своему назначению разрабатываемый самолёт являлся скоростным высотным тяжёлым бомбардировщиком дальнего действия.

Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

В конце 1934 года, после нескольких уточнений, были определены требования к самолёту. Скорость машины должна была составлять 400 км/ч, дальность полёта — 1200-3800 километров, грузоподъёмность — 2 тонны, практический потолок — 12000 метров.

Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации
Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации

Опытный экземпляр бомбардировщика, получившего обозначение АНТ-42, был изготовлен осенью 1936 года. Лётные испытания, начавшиеся 26 декабря, подтвердили основные расчёты конструкторов. Тем не менее, коллектив продолжал совершенствовать новый самолёт, готовя его к серийному производству.

Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

В июле 1938 года состоялся первый полёт АНТ-42 Дублера, конструкция которого была значительно переработана. В заключении по лётным испытаниям обеих машин отмечалось, что во время полёта на высоте 10000-11000 метров самолёт мало уязвим для истребителей противника. Даже будучи полностью загружен горючим и бомбами, самолёт быстро набирал максимальную высоту полёта, легко выполнял виражи с креном до 50° в условиях, когда другие самолёты (в том числе истребители) могли с трудом удерживаться на курсе, без выполнения какого-либо манёвра, даже на минимальной скорости. Высокая маневренность машины на высотах до 10000 метров обеспечивала прицельное бомбометание и малую уязвимость для огня зенитной артиллерии. По результатам испытаний, НИИ ВВС принял решение немедленно начать массовый серийный выпуск АНТ-42 под обозначением ТБ-7.

Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)
Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). Модель. Масштаб 1:10 (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации)

Производство двух первых опытных самолётов велось в Москве на заводе № 156 (ЗОК), для серийного производства был определён «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе» в Казани. Несмотря на положительное решение комиссии по итогам испытания самолёта, действительно массовое его производство так и не было организовано. Во многом это было связано с тем, что во время создания ТБ-7 в ВВС СССР не было полной ясности в вопросе, насколько необходим армии тяжёлый стратегический бомбардировщик. К моменту формирования технического задания на проектирование ТБ-7, военная доктрина маршала Тухачевского предполагала Англию в качестве основного вероятного противника СССР. В конце 1930-х годов руководство СССР и ВВС, пришли к выводу, что в предстоящей войне с Германией авиация дальнего действия не нужна. Эта концепция была отражена на совещании авиационных работников в начале 1939 года. Так была упущена возможность развёртывания крупносерийного производства самолётов ТБ-7.

Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-ЗФ) в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-ЗФ) в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вместо них было начато производство фронтовых пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и средних дальних бомбардировщиков Ил-4.

Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-ЗФ) в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-ЗФ) в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ещё одним осложняющим условием являлся тот факт, что на изготовление самолёта шло много дефицитного дюралюминия.

Эффектное массированное боевое применение американцами «Летающих крепостей» В-17, изменило отношение руководства ВВС СССР к ТБ-7, производство которого, в тяжелейших условиях военного времени, неоднократно возобновлялось. Таким образом, самолёт производился несколькими мелкими сериями. Общее количество изготовленных машин составило 93 экземпляра (включая два прототипа). В 1942 году, после гибели Владимира Михайловича Петлякова, самолёту было присвоено обозначение Пе-8. К концу войны удалось несколько увеличить парк самолётов Пе-8. В начале 1945 года, производство Пе-8 было прекращено, поскольку этот самолёт уже не соответствовал требованиям, предъявляемым к самолётам аналогичного назначения.