День дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации — профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России.

Это сравнительно молодой праздник, который был учреждён лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Михайловича Корнукова.

Праздничная дата была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полёт совершил четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» (первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик) авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского – «прадедушка» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Ровно год спустя – 23 декабря 1914 года императорским указом Николая II в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжёлой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всём мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает свой 104-й день рождения.

В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырёхмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК), самолёты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряжённая обстановка и ожесточённые сражения на фронтах Гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.

Дальнейшее развитие Дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, который был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Также в 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а затем и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Владимировича Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжёлых бомбардировщиков были сведены в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжёлых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк (всего порядка 1500 самолётов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности).

Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи Дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии, а также выполняли специальные задания советского командования.

Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны лётный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на позиции и объекты инфраструктуры противника более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3
Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3

В 1950-е годы после принятия на вооружение реактивной техники – дальних бомбардировщиков Ту-16 и стратегических бомбардировщиков Ту-95 и 3М – произошёл настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза.

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС

В те же годы самолёты и экипажи Дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160

В 1970-1980-е годы состав Дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжёлым экономическим состоянием страны, интенсивность полётов экипажей Дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года Дальняя авиация России возобновила полёты в удалённых регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полёты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Чёрного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

После завершения Второй мировой войны самолёты Дальней авиации принимали участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-е годы, на Северном Кавказе в 1990-х годах, а также в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолётов семейства Ту-95. В 2015-2017 годах самолёты Дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

За 104 года своего существования Дальняя авиация России прошла большой путь от первой эскадры четырёхмоторных бипланов «Илья Муромец» до современного облика.

Реактивные и турбовинтовые самолёты Дальней авиации ВВС России
Реактивные и турбовинтовые самолёты Дальней авиации ВВС России

Сегодня на вооружении Дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолёты.

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3
Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3

Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М, четырёхмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также самолёты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

В 2018 году состав Дальней авиации пополнился четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

Основным вооружением самолётов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, а также ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении и авиационные бомбы различного назначения и калибра. В настоящее время в состав дальней авиации России входит управление командования дальней авиации, две тяжёлые бомбардировочные авиадивизии, Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава, а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.

Самолёты Ту-22М3 и Ту-160 Дальней авиации ВВС России
Самолёты Ту-22М3 и Ту-160 Дальней авиации ВВС России

В 2018 году экипажи самолётов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налёту, боевой подготовке и боевому применению. Общий налёт составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране было проведено более 40 лётно-тактических учений и тактико-специальные учения с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолёты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки по плану вышестоящих органов военного управления, принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018», совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018», совместном учении вооружённых сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018» и многих других мероприятиях, в том числе международных.

Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полёты на аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, арктический аэродром Анадырь был задействован для проведения лётно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка на данный аэродром осуществлялась после выполнения длительного по времени полёта в арктических широтах на незнакомом для экипажей стратегической авиации аэродроме с неустойчивыми метеорологическими условиями. Также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными, все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.

В 2018 году впервые за пять лет самолёты российской дальней авиации выполнили полёты в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы, состоявшей из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилёта в Венесуэлу и проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полёт над акваторией Карибского моря со взлётом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому экипажи получили ценный опыт совершения полётов в удалённых географических районах планеты, а также в условиях южных широт.