Бронетранспортёры Lorraine 37L и Lorraine 38L

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Серийный французский бронетранспортёр Lorraine 37L был разработан в 1937 году. Машина предназначалась для обеспечения бронетанковых и подвижных частей всех уровней, а также перевозки мотопехоты.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Lorraine 37L и Lorraine 38L представляли собой гусеничный бронетранспортёр без вооружения с бронированным помещением для экипажа и полубронированным, открытым сверху отсеком для десанта и груза. Машины производились во Франции серийно с 1938 года по 1940 год. Всего было собрано 618 бронетранспортёров в четырёх основных модификациях.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Сокрушительный разгром Франции в 1940 году наложил на вооружённые силы этой страны того периода несмываемую печать «пораженцев» и «неудачников». А если говорить о французской боевой технике, то надо отметить распространённые мнения о «сложности конструкции», «одноместных башнях», «короткоствольных орудиях», «распылённости танков» и так далее. Всё это действительно было, но при внимательном рассмотрении можно увидеть, что в середине 1930-х годов во Франции всё-таки удалось создать несколько передовых образцов военной техники. И бронетранспортёры Lorraine 37L/38L можно было отнести к лучшим в своём классе именно в начальный период Второй мировой войны, когда немецкие БТР «Ганомаг» ещё не были такими массовыми.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Решение о создании бронированного гусеничного транспорта для перевозки пехоты и грузов было принято французским армейским командованием в конце 1936 года. Он призван был заменить бронетранспортёр Renault UE. В соответствии с выданным тактико-техническим заданием боевая машина не должна была быть тяжелее 2600 килограммов и в состоянии транспортировать не менее 500 кг груза в грузовом отсеке и до 1000 кг — в прицепе. Собственные проекты под выданные требования в 1936-1937 годах разработали пять французских фирм. Первой справились с заданием в компании Lorraine de Dietrich, которая ранее специализировалась на выпуске локомотивов. Уже 23 апреля 1937 года специалисты данной фирмы представили военным прототип бронетранспортёра Lorraine 37 (который в будущем получил название «короткая версия»). Уже 16 апреля 1937 года военные объявили новый конкурс — на разработку бронированного гусеничного транспортёра, предназначенного для перевозки грузов в танковых частях.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Так как в транспортёре Lorraine 37 изначально был заложен значительный резерв для дальнейшей модернизации, его конструкторы смогли быстро разработать новый образец, Lorraine 37L (получил известность как «длинная версия»). Ходовая часть «короткой» модели бронетранспортёра состояла из двух тележек с двумя катками с каждого борта, а ходовая часть «длинной» модели — из трёх тележек с двумя катками на каждый борт. Так специалисты компании Lorraine представили на конкурс сразу два прототипа, которые были унифицированы между собой, такой ход был также неоспоримым конкурсным преимуществом.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Несмотря на некоторую угловатость внешнего вида, конструкция бронетранспортёра оказалась довольно успешной. Клёпаный корпус изготавливался из бронелистов толщиной от 9 до 12 мм. В передней части машины находилось отделение управления, а грузодесантный отсек, который больше всего напоминал рубку коробкообразной формы без крыши, находился в корме корпуса. Открытый грузовой отсек обеспечивал грузоподъёмность на уровне 800 кг, но при использовании вместе с транспортёром специально созданного прицепа грузоподъёмность увеличивалась до 1900 кг.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

На бронетранспортёре устанавливался карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Dela Науе 103 ТТ рабочим объёмом 2130 кубических сантиметров, развивавший мощность 70 л.с. при 2700 оборотах в минуту. Двигатель был расположен практически ровно посередине корпуса транспортёра. Используемая трансмиссия была механической и состояла из пятискоростной коробки передач и блокируемого дифференциала Cletrac. Ходовая часть транспортёра (применительно на один борт) состояла из 6 опорных катков, которые были попарно сблокированы в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую из тележек, трёх поддерживающих роликов и ведущего колеса, расположенного спереди. Ёмкости топливного бака в 144 литра хватало на 140 км хода по шоссе. При этом бронетранспортёры отличались неплохими тактико-техническими характеристиками: прочной ходовой частью, достаточной проходимостью, эффективной противопульной защитой. Вооружение на них не устанавливалось, но в дальнейшем французы собирались поставить на них 7,5-мм пулемёт. Недостаток в виде отсутствия на транспортёрах вооружения «исправили» в дальнейшем уже немцы.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Первый этап испытаний новой боевой машины стартовал 28 апреля 1937 года и продолжался до 10 июня. После проведения испытаний бронетранспортёр был возвращён на завод, где выявленные недостатки машины были устранены. Хотя масса получившегося транспортёра практически в два раза превышала изначально заданную военными, армейская комиссия в Венсенне смирилась с этим, поняв, что нельзя создать транспортёр требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственной массы. Второй этап испытаний, который продлился с 8 по 23 августа, фактически был уже приёмочным. 25 августа опытный образец Lorraine 37L передали пехотной комиссии в Мормелоне для оценки тактических качеств новой машины. В конце 1937 года обе представленных военным версии были окончательно приняты на вооружение.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

С этого момента и берёт своё начало служба бронетранспортёров семейства Lorraine сначала в армии Франции, а затем и в вермахте. При этом необходимо отметить, что службу несли лишь бронетранспортёры «длинной» версии. Французские военные довольно быстро поняли, что лучше отказаться от использования двух унифицированных транспортёров в пользу единой машины. При этом заказ на выпуск 100 бронетранспортёров в «короткой» версии был отменён. Несмотря на ограниченный период серийного производства (с 1938 года по 1940 год), бронетранспортёр успели выпустить в четырёх основных версиях.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

На вооружение французских танковых частей первые бронетранспортёры Lorraine 37L начали поступать лишь в конце 1939 года. Хотя первоначально ими планировалось заменить Renault UE, фактические все «лорейны» использовались с ними вместе, дополнив уже имеющийся парк машин. К примеру, на отдельный танковый батальон по штату полагалось 12 бронетранспортёров 37L, на батальон тяжёлых танков В1 — 18 таких машин, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 или Н-3 по три транспортёра. До начала гитлеровского вторжения закончить комплектование французских танковых подразделений так и не удалось. Однако во время активной фазы боевых действий в мае-июне 1940 года «Лорейны» использовались тремя французскими бронетанковыми дивизиями (1-я, 2-я и 3-я DCR), большинством лёгких механизированных дивизий (DLM), а также отдельными танковыми батальонами.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Бронетранспортёры Lorraine 37L из состава бронетанковых дивизий и механизированных соединений активно использовались весной 1940 года во время битвы за Францию для обеспечения и снабжения бронетанковых частей. В первую очередь они и предназначались для снабжения танковых частей в прорывах. Двигаясь по шоссе со скоростью до 37 км/ч и буксируя цистерны с топливом, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танки горючим и боеприпасами. Практически половина из всех машин этой модификации была потеряна французами во время боевых действий мая-июня 1940 года.

Почти сразу же после принятия на вооружение на базе бронетранспортёра «Лорейн» начали производить модификацию, предназначенную для транспортировки моторизованной пехоты — Lorraine 38L. Корпус данной машины был существенно переделан. Он увеличился по высоте для более комфортного размещения экипажа и солдат десанта. Помимо этого доработке подвергся прицеп, который специально приспособили для перевозки солдат. Таких машин было собрано 100 штук.

Следующей модификацией стал бронетранспортёр Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), который мог перевозить до 6 солдат или 1000 кг груза в грузо-десантном отсеке, в прицепе можно было дополнительно разместить ещё четырёх солдат. Масса данной машины выросла до 5460 килограммов. Главным образом данная модификация применялась для буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномёта и перевозки их расчётов. Всего удалось собрать 130 бронетранспортёров этой модификации, которые с марта 1940 года начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из состава 1-й и 2-й бронетанковых дивизий (по 48 машин в каждом батальоне). В мае того же года 20 таких бронетранспортёров получил 16-й батальон моторизованный пехоты из состава 3-й бронетанковой дивизии.

Последней серийной модификацией машины, которую успели выпустить во Франции до её оккупации немцами, стал Lorraine 38L РС. Это была командирская версия бронетранспортёра, которая предназначалась для командиров танковых рот, батальонов и дивизий. Машина была выпущена очень ограниченной серией — всего 10 единиц. В зависимости от уровня управления транспортёры оснащались радиостанцией ER-55 (рота/батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Таким образом, всего во Франции до её оккупации немцами были выпущено 618 бронетранспортёров Lorraine: 378 машин в версии 37L, 100 в версии 38L, 130 — 38L VBCP и 10 — 38L PC.

Поставки бронетранспортёров Lorraine в войска начались в январе 1939 года и продолжались до января 1940 года. После подписания перемирия формально производство бронетранспортёров было прекращено, но фактически на заводе фирмы Lorraine в неоккупированной части Франции под прикрытием фальшивого наименования «Лесной трактор» осуществляется мелкосерийная сборка тягачей, которые собираются без броневых листов. Такое возобновлённое производство продолжалось до 1942 года. Одновременно собираются и укороченные версии машины, только с двумя ходовыми тележками на каждый борт, которые в дальнейшем получат название 37 L 44. После вторжения нацистов в «Свободную зону» все произведённые за это время материалы и оборудование были тщательно спрятаны. К лету 1944 года накопленный и спрятанный запас «Лесных тракторов» позволил экипировать некоторые части французского внутреннего сопротивления. В 1945 году различные варианты модификации бронетехники на базе Lorraine 37L ещё производились в небольших количествах.

Поражение Франции в начале Второй мировой войны стало настоящей катастрофой, особенно для её армии, которая понесла тяжёлые материальные и людские потери, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть оставшихся на ходу транспортёров Lorraine в качестве трофеев досталась немцам, которые сначала использовали эти машины по прямому назначению. Однако после начала войны против Советского Союза немцы начали ощущать острую нехватку мобильных противотанковых средств и мобильной артиллерии. В период с июля по август 1942 года все находящиеся на ходу бронетранспортёры Lorraine 37L и Lorraine 38L, которые находились в распоряжении вермахта, были переоборудованы в самоходные установки с использованием оригинальной ходовой части и элементов бронирования корпуса. Переоборудование осуществлялось на заводе компании «Альфред Беккер» в Крефельде. Так в истории французских бронетранспортёров была открыта совершенно новая страница.

Из 330 трофейных «Лорейнов», которые имелись в вермахте, 179 были переоборудованы в ПТ-САУ с 75-мм орудием (Sd.Kfz.135 или «Marder I»), 94 в САУ со 150-мм гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1) и 12 в САУ со 105-мм гаубицей eFH18.

САУ 10,5 cm LeFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S. (f) Alkett (Германия)
САУ 10,5 cm LeFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S. (f) Alkett (Германия)

Немецкие конструкторы использовали трофейное французское шасси Lorraine 37L при создании САУ, получившего наименование 10,5 cm leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f) Alkett.

САУ 10,5 cm LeFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S. (f) Alkett (Германия)
САУ 10,5 cm LeFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S. (f) Alkett (Германия)

Самоходная установка 10,5 cm leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f) Alkett была выпущена тиражом всего 24 экземпляра.

Помимо этого тридцать транспортёров стали машинами артиллерийских наблюдателей, а несколько переоборудовали в транспортёры амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Хотя в рамках модернизации масса машин возрастала практически в два раза, основные характеристики самоходок остались на уровне оригинальных моделей, что ещё раз доказывало надёжность и заложенный во французских машинах запас прочности.

Все созданные немцами самоходные артиллерийские установки на базе французских бронетранспортёров Lorraine, конструктивно были схожи между собой и различались типом артиллерийских систем, устанавливавшихся в бронированной рубке коробчатой формы, которая находилась в корме корпуса. Так на противотанковой самоходке Marder I бронелисты толщиной от 5 до 12 мм были расположены под небольшими углами наклона. В качестве основного вооружения была выбрана 75-мм противотанковая пушка 7,5 cm Pak40/1 L/46, которая оснащалась оптическим прицелом ZF 3×8. По вертикали орудие наводилось в диапазоне от -5 до +22 градусов, по горизонтали — 64 градуса. Для защиты от вражеской пехоты на самоходке устанавливался 7,92-мм пулемёт MG34. Полный возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов к пушке и 600 патронов к пулемёту.

Хотя масса такой ПТ-САУ выросла до 8 тонн, это не оказало критического влияния на проходимость машины. Экипаж самоходки состоял из 5 человек (механик-водитель, командир, наводчик, заряжающий и радист). Наличие в экипаже радиста, который обслуживал радиостанцию FuG5, было своего рода визитной карточкой бронетехники Германии, в то время как в армиях стран антигитлеровской коалиции функции радиста в экипаже часто выполнял командир. Главным образом, противотанковые самоходки «Marder I» применялись немецкими противотанковыми соединениями на Западном фронте. Во Франции на момент высадки там союзников в июне 1944 года, имелась 131 такая ПТ-САУ. Все они приняли активное участие в боях в Нормандии.

Самоходные артиллерийские установки на базе «Лорейна» повторяли противотанковый вариант, за исключением того, что на них ставилось более мощное артиллерийское вооружение — 10,5 cm leFH 18/4 и 15 cm sFH 13/1. Стимулом к появлению этих машин стала острая потребность вермахта в повышении мобильности своих частей тяжёлой полевой артиллерии. В единственном экземпляре немцы также испытали опытную модификацию 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f). На этой машине они установили трофейную советскую гаубицу М-30. К сожалению, о проведении испытаний данной боевой машины, как и возможном её использовании в боях, ничего не известно. Однако есть упоминания о том, что летом 1944 года она использовалась на фронте в качестве САУ поддержки во время боёв во Франции, а в сентябре того же года была захвачена в Бургундии на брошенном немцами бронепоезде.

В то же время САУ на базе бронетранспортёров «Lorraine», вооружённые 150-мм орудиями, активно использовались немцами в Северной Африке в составе 21-й танковой дивизии, а также для учебных целей во Франции. После начала высадки войск союзников в Нормандии эти машины из учебных частей начали активно использовать в боях с ними. Одна уцелевшая самоходка данного типа выставлена в экспозиции музея Абердинского испытательного полигона американской армии.

Бронетранспортёр Lorraine 37L
Бронетранспортёр Lorraine 37L

Тягачи и бронетранспортёры на базе Lorraine 37L/38L, безусловно, машины качественные. И то, что немцы их не загнали на переплавку или в ангары как FCM36, а использовали на всём протяжении Второй мировой войны, говорит о качественной работе французских конструкторов и инженеров, сумевших создать качественную машину с большим заделом на модернизацию. Жать только, что использовалась она в основном противниками, а не создателями.