Автомобиль BMW/EMW 340

Автомобиль BMW 340
Автомобиль BMW 340

Автомобиль BMW 340 (с 1951 года EMW 340) — марка и модель восточногерманских легковых автомобилей, выпускавшихся с 1949 по 1955 год на народном предприятии Automobilwerk Eisenach в городе Айзенах.

Автомобиль BMW/EMW 340
Автомобиль BMW/EMW 340

Недавно таких автомобилей было немало на московских улицах, а уже нет ни страны, из которой их экспортировали, ни страны, куда поставляли. ЕМW-340 — последний БМВ из Тюрингии.

Автомобиль BMW 340
Автомобиль BMW 340

Монументальный кузов с комфортными мягкими сиденьями. В салоне практически все удобства, мыслимые в 1940-х, добротная отделка.

Автомобиль BMW/EMW 340 с логотипом BMW на капоте
Автомобиль BMW/EMW 340 с логотипом BMW на капоте

Достаточно мощный 2-литровый мотор, четырёхступенчатая коробка с синхронизаторами, реечное рулевое управление, гидравлические тормоза, система центральной смазки шасси. В общем, породистый немецкий автомобиль со знакомой эмблемой над решёткой радиатора. Но как раз в 1951-м, когда этот автомобиль родился, синий цвет эмблемы поменяли на красный, а страна, где его создали, уже два года называлась как Германская Демократическая Республика (ГДР) (нем. Deutsche Demokratische Republik, DDR).

Автомобиль BMW/EMW 340
Автомобиль BMW/EMW 340

В 1928 году компания BMW выкупила автомобильный завод в немецком городе Айзенах (земля Тюрингия), на котором выпускались по лицензии британской фирмы Austin легковые автомобили марки «Dixi».

Автомобиль BMW/EMW 340
Автомобиль BMW/EMW 340

К середине 30-х годов предприятие выпускало линейку легковых автомобилей марки BMW. С началом Второй мировой войны автомобильный завод в Айзенах переключился на производство продукции для нужд Вермахта. После окончания войны Тюрингия вместе с городом Айзенах и автомобильным заводом BMW попали в Советской оккупационную зону Германии. О возобновлении производства BMW в Айзенахе было определено в постановлении СВАГ (Советская военная администрации в Германии). В Мюнхене до Второй мировой войны автомобили не делали, выпускали мотоциклы и основную продукцию — авиамоторы. Баварский завод стоял в развалинах, а тюрингский мог работать. Из Берлина вывезли оборудование фирмы «Амби-Бадд» — основного поставщика кузовов для BMW — и уже в 1945-м начали производство автомобилей BMW модели 321. В 1947 году завод вошёл в советско-немецкое акционерное общество «Автовело», действовавшее под контролем СВАГ. На предприятие возвращались рабочие, инженеры и дизайнеры, в том числе талантливый рисовальщик Ганс Флейшер, начинавший в Айзенахе слесарем ещё в 1935-м. Позднее он создал все автомобили марки «Вартбург», но до этого было ещё далеко. Не было ещё двух Германий, а лишь Восточная и Западная зоны оккупации, и делить страну на два государства вроде бы никто и не собирался. Немало производимых в Тюрингии BMW шло в СССР по репарациям. От довоенных машин, которые ввезли к нам в качестве трофеев, они пока ничем не отличались.

Автомобиль BMW/EMW 340 с логотипом BMW на капоте
Автомобиль BMW/EMW 340 с логотипом BMW на капоте

В 1951-м во Франкфурте прошёл первый в послевоенной Германии крупный автосалон. Среди множества новинок, с гордостью демонстрируемых возрождённой после войны промышленностью, красовался солидный, с округлыми формами и массивными крыльями BMW 501. Практически отстроенный заново мюнхенский завод лишь в 1947-м, не сразу получив разрешение американских властей, стал выпускать мотоциклы, а производство автомобилей наладил с большим трудом ещё четыре года спустя. BMW 501 за внушительную, пожалуй, даже царственную осанку вскоре прозвали «барочным ангелом». А ведь очень похожая машина двумя годами раньше появилась в Тюрингии, — правда, серийной не стала. Конечно, и баварцы, и тюрингцы пользовались довоенными наработками. Но приоритет был в предвоенном автомобильном центре концерна — Айзенахе. Там стараниями Ганса Флейшера и его коллег и создали три прототипа (два BMW 342 и один BMW 343) на довоенных узлах, но с сильно изменёнными кузовами, смахивающими на мюнхенский BMW 501. В серию же на Востоке в 1949-м запустили менее отличающийся от довоенных моделей вот такой BMW 340. По аналогии с западным BMW его можно было бы назвать «ангелом социализма».

Автомобиль BMW 340 с логотипом BMW на капоте
Автомобиль BMW 340 с логотипом BMW на капоте

В октябре 1949-го Советская зона оккупации превратилась в Германскую Демократическую Республику, президентом которой стал Вильгельм Пик. BMW 340 — по сути, первый новый (не копирующий полностью довоенные) легковой автомобиль нового государства. Модель 340 теперь назвали бы рестайлинговым BMW 326. Но изменения куда серьёзней, чем обычно происходит в наши времена. Мотор, коробка и ходовая остались прежние, зато крылья и передние двери, задняя часть и капот другие. В передние крылья вмонтировали крупные фары, а от традиционной для BMW облицовки радиатора с «ноздрями» отказались в пользу более модной в те годы горизонтальной. По повадкам и управлению машина почти не отличается от довоенных родственников. Мотор мощностью 55 л.с. с двумя карбюраторами вполне прилично ускоряет автомобиль. Тормоза — гидравлические, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном, адекватны разгонным характеристикам. Рулевое управление по меркам тех лет вполне сносное. Такое усилие и люфт считали нормой ещё по меньшей мере лет десять. Подвеска заточена на комфорт — максимально старательно скрывает от ездоков неровности. А вот рычаг переключения передач лучше бы не переносили с пола под руль, следуя начинавшейся в 1940-х моде. Салон просторный, неплохо даже за рулём, а сзади так и вовсе по-барски. В комплекте к кожаному дивану прилагались три откидных подлокотника. Вероятно в таких седанах ездили деятели окружного, а то и республиканского масштаба. Страну как раз разделили на округа (Айзенах вошёл в округ Эрфурт), в отличии от прежней Германии, делившейся на земли. Простым гражданам ГДР такая машина была недоступна. Да и в СССР, куда 340-е поставляли, далеко не каждый мог её приобрести. По воспоминаниям современников, стоил немецкий автомобиль чуть меньше сравнимой по характеристикам «Победы». Восточногерманский BMW — одна из немногих иномарок, которые продавали гражданам СССР за всю его историю.

Автомобиль BMW/EMW 340
Автомобиль BMW/EMW 340

В 1951-м цвет эмблемы и имя автомобиля из Айзенаха поменяли. Мюнхенцы тоже начинали экспорт своих машин (BMW из Тюрингии продавали в основном в Скандинавию), и некоторое время ситуация была парадоксальной: два завода из разных, причём далеко не самых дружественных, стран предлагали машины под одной маркой. Однако Мюнхен отсудил имя и герб у Айзенаха. Тогда-то цвет эмблемы восточных машин недолго думая поменяли на красный, а имя — на EMW. Так была создана марка EMW — Eisenacher Motoren Werkes (Айзенахские моторные заводы). По сути была изменена лишь первая литера аббревиатуры BMW, а также сменился логотип. Но этого было уже достаточно.

Автомобиль BMW 340
Автомобиль BMW 340

Изучение синих и красных эмблем, как и различий ранних и поздних BMW, — одно из любимых развлечений помешанных на автомобилях московских мальчишек лет пятьдесят назад. Даже в начале 1970-х годов 340-е, как и «Победы», служили повседневным семейным транспортом. Машины уже числили старенькими, но ухоженные экземпляры из хороших рук ценили отнюдь не как коллекционные. Задолго до этого, в 1952 году, ГДР официально взяла курс на строительство социализма. А в 1955 году история восточных BMW окончательно завершилась. После модели 340 в Айзенахе стали делать новый автомобиль марки «Вартбург» (Wartburg). Отчасти вернулись к истокам: именем известного тюрингского замка автомобили из Айзенаха называли ещё в конце ХIХ столетия. Но не менее важно, что нейтральное географическое название и эмблема были для социалистического автомобиля куда удобней. Давно нет марки EMW, как, впрочем, и «Вартбург», нет ни ГДР, ни СССР. Но машина-то есть, причём вполне живая и работоспособная. Как известно, жить в эпоху перемен нелегко, но ей, к счастью, повезло.

Автомобиль BMW/EMW 340
Автомобиль BMW/EMW 340

BMW 340 выпускали в Айзенахе с 1949 года, с 1951-го — под именем EMW 340. Довоенный 2-литровый мотор с двумя карбюраторами развивал 55 л.с. (с 1951-го — 57 л.с.), коробка передач четырёхступенчатая. Автомобиль развивал скорость 120 км/ч. Помимо седанов делали универсалы (по-немецки — комби), фургоны, санитарные машины, шасси, построили даже несколько автомобилей с правым рулём. До 1955 года сделали 21 249 автомобилей, в основном это были седаны (18 819 штук). В 1951-м завод произвёл 8537 машин марки EMW-340. Автомобили BMW/EMW 340 стали фактически первым самостоятельно созданным легковым автомобилем в ГДР, а также символом самой социалистической Германии 50-х годов. Их активно использовали в Народной полиции, медицине и прочих государственных службах и органах ГДР.