Академик архитектуры Каро Семёнович Алабян

Мемориальная доска Каро Семёновичу Алабяну (Новинский бульвар, дом 18)
Мемориальная доска Каро Семёновичу Алабяну (Новинский бульвар, дом 18)

Академик архитектуры Каро Семёнович Алабян умер 5 января 1959 года от рака лёгких.

Каро Семёнович Алабян родился в 1897 году в Елизаветполе (ныне город Гянджа, Азербайджан). Как в любой армянской семье, его родители, даже несмотря на то, что еле сводили концы с концами, мечтали дать сыну хорошее образование. С этой целью они отправили мальчика к тётке в Тифлис, где юный Каро поступил в знаменитую семинарию Нерсисян. Там вместе с ним учился Анастас Микоян, впоследствии занимавший самые высшие посты в Советском Союзе. Каро Алабян не только выделялся среди других учеников прилежанием, но и умел великолепно рисовать, играть на скрипке и прекрасно пел. Вскоре параллельно с учебой в семинарии юноша стал учиться на вокальном отделении местной консерватории. В Тифлисе Алабян познакомился со многими видными представителями армянской интеллигенции — с композитором Арамом Хачатуряном, художником Мартиросом Сарьяном и другими, и увлекся модным в те времена модернизмом. Однако в двадцать лет Каро вступил в ряды РСДРП и выбрал реалистичный стиль в искусстве. В годы Гражданской войны Каро Алабян воевал за Советскую власть и в одном из боев спас жизнь своему однокласснику и однополчанину Анастасу Микояну. В результате молодые люди по старинному кавказскому обычаю стали считать друг друга кровными братьями.

Большое влияние на молодого Алабяна оказали армянский поэт Егише Чаренц, чьи сборники стихов он иллюстрировал, и Ваан Терьян. Последний помог Каро Алабяну поехать в 1923 году в Москву и поступить на архитектурное отделение ВХУТЕМАСа. Там молодой человек учился вместе с М. Мазманяном, Г. Кочаром и В. Симбирцевым, с которым в дальнейшем ему пришлось работать над проектами зданий, которые сегодня украшают Москву и Ереван. Будучи студентом, Алабян встретился с актёром и режиссёром Рубеном Симоновым. У них завязалась дружба, которая не прекращалась всю жизнь. В 1928 году они в сотрудничестве с Арамом Хачатуряном поставили на сцене Вахтанговского театра в Москве спектакль по комедии Акопа Пароняна «Дядя Багдасар». Ранее он, в сотрудничестве с М. Мазманяном, оформил постановки пьес «Храбрый Назар» Д. Демирчяна и «Красная маска» Луначарского на сцене Первого государственного театра АрмСССР в Ереване.

В 1929 году Каро Алабян окончил вуз и отправился в Ереван. Там он возглавил Первый государственный проектный институт Советской Армении. В течение двух лет, проведённых в армянской столице, талантливый архитектор создал проекты таких известных зданий, как Клуб строителей (ныне здание Русского театра им. Станиславского), дом для работников Электрохимического треста, офис главного геологоразведочного управления и других. Кроме того, в этот период  жизни Каро Алабян преподавал на архитектурном факультете ЕРПИ. В 1932 году архитектор Каро Алабян окончательно переселился в столицу СССР. Одним из первых известных зданий, созданных архитектором в Москве, стало здание Центрального театра Красной армии (ныне ЦАТРА), которое он спроектировал вместе с бывшим однокурсником Василием Николаевичем Симбирцевым и Борисом Григорьевичем Бархиным. Сооружение выполнено в форме пятиконечной звезды и сегодня оно является главным украшением Суворовской площади Москвы.

В довоенный период Каро Алабяном были созданы проекты таких зданий, как павильоны Армянской ССР ВСХВ в Москве и СССР на международной выставке в Нью-Йорке, состоявшейся в 1939 году. За последнюю работу, выполненную совместно с архитектором Борисом Михайловичем Иофаном, архитектор удостоился звания Почётного гражданина этого крупнейшего американского мегаполиса. В годы войны Каро Семёнович Алабян руководил Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры, а также возглавлял специальную мастерскую, в которой разрабатывались планы маскировки основных оборонительных и промышленных сооружений Москвы. В 1942 году его назначили также членом Комиссии по учёту и охране памятников и председателем комиссии, которая должна была заниматься восстановлением городов, разрушенных войной. В частности, именно К.С. Алабяну было поручено разработать Генплан для разрушенного Сталинграда. Кроме того, он занимался созданием проекта для восстановления главной киевской улицы — Крещатика.

Мемориальные доски Каро Семёновичу Алабяну и Людмиле Васильевне Целиковской (Новинский бульвар, дом 18)
Мемориальные доски Каро Семёновичу Алабяну и Людмиле Васильевне Целиковской (Новинский бульвар, дом 18)

Хотя известный архитектор считался завидным женихом и имел привлекательную и импозантную внешность, он долго не женился. Лишь в 1948 году, перешагнув 50-летний рубеж, Каро Алабян сделал предложение руки и сердца не кому-нибудь, а звезде советского кино и одной из самых красивых женщин того времени — Людмиле Васильевне Целиковской. В отличие от Каро Семёновича, его избранница уже трижды пыталась создать семью. На тот момент она сильно переживала из-за развода с Михаилом Ивановичем Жаровым, с которым рассталась из-за отсутствия детей. Будущие супруги познакомились благодаря Рубену Симонову, который знал Л.В. Целиковскую с 16 лет. В своё время мама Люды была дружна с актрисой театра им. Вахтанговой Анной Бабаян и попросила её показать дочку своему главному режиссёру. Рубен Симонов сразу же разглядел актерское дарование Л.В. Целиковской и посоветовал девушке поступать в театральный вуз. Несмотря на большую разницу в возрасте, Каро Алабян, который на тот момент уже занимал должность главного архитектора Москвы, смог завоевать сердце Людмилы Целиковской. Через год у супругов родился сын. Каро Алабян был вне себя от счастья. Однако скоро ему пришлось оставить жену и ребенка и уехать в Армению. По свидетельству современников, Каро Семёнович бесстрашно приходил на помощь своим друзьям и коллегам, которые становились жертвами политических репрессий. Это подтверждают и многочисленные его письма в различные инстанции, с просьбами освободить из заключения того или иного человека. В начале 50-х годов ХХ века Каро Алабян публично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий — экономически выгодно. Архитектор недавно вернулся из США и понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов. Лаврентий Берия был в ярости и сделал всё, чтобы добиться от В.И. Сталина отстранения К.С. Алабяна от всех должностей. Каро Семёновичу грозил также арест, так как один из его сотрудников вдруг оказался «японским шпионом». Архитектора спас его кровный брат Анастас Микоян. Он нашёл возможность отправить К.С. Алабяна подальше от Лаврентия Павловича Берии в Ереван. Разлука с любимой женой и с недавно родившимся малышом была для Каро Семёновича настоящей пыткой.

Вернуться в столицу Алабян смог только в 1953 году, после смерти вождя народов и Л.П. Берии. У него не было ни квартиры, ни работы. Семья скиталась по родственникам и жила на зарплату Л.В. Целиковской. К довершению всех несчастий оказалось, что у Саши Алабян полиомиелит и ему требуется особый уход. Тогда Каро Семёнович написал несколько писем членам Советского правительства. Обращение к руководству советского государства возымело своё действие. Семью К.С. Алабяна обеспечили жильём, а ему самому дали работу. К счастью, оказалось также, что у сынишки Каро и Людмилы обратимая форма заболевания, и он вскоре пошёл на поправку. Потихоньку жизнь вошла в прежнее русло. В частности в 1954 году К.С. Алабян в соавторстве с Леонидом Борисовичем Карликом создал проект здания сочинского морского вокзала, который долгое время был одним из архитектурных символов города.

На всём протяжении своей взрослой жизни Каро Алабян много курил и никогда не заботился о своем здоровье. Через шесть лет после возвращения в Москву у него обнаружили рак лёгких. В те годы о хирургическом решении этой проблемы с успешным исходом не могло быть и речи. Спустя несколько месяцев архитектор умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. Могила Каро Алабян не одинока. В 1992 году, через 33 года после смерти известного архитектора, рядом с ней похоронили Людмилу Васильевну Целиковскую. Хотя супруга К.С. Алабяна после его смерти почти 16 лет была гражданской супругой режиссёра Юрия Петровича Любимова, она пожелала, чтобы место её упокоения было рядом с могилой её любимого Каро. На Новодевичьем кладбище К.С. Алабяну установлен памятник. Он был создан московским скульптором Николаем Никогосяном и представляет собой базальтовый квадрат с профилем архитектора. Ещё один памятник Каро Алабяну установлен в Ереване. А ещё у знаменитого архитектора есть внук, которого назвали в его честь. Его имя носит улица в Москве. Здания, построенные по его проектам, и по сей день украшают столицу России.