Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Полуторка возле здания Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
Полуторка возле здания Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

29 января 1932 года с конвейера Горьковского завода сошёл первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА.

Полуторка возле здания Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
Полуторка возле здания Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

В народе этот автомобиль прозвали полуторкой за грузоподъёмность в полторы тонны.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Изначально ГАЗ-АА представлял собой вариацию на тему американского грузовика «Форд-АА» — их выпускали на Горьковском заводе по лицензии.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

После выпуска партии «Фордов», собранных из готовых комплектов, поставленных США в 1930 году, советские инженеры решили пересмотреть конструкцию машины.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Изменениям подверглось большинство элементов грузовика, и к 1932 году было налажено производство уже ГАЗ.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Правда, собирали их всё равно из американских деталей, пока они не закончились.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА

Так что в итоге от американского авторомбиля в полуторке остались лишь две буквы «А».

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (полуторка)
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (полуторка)

Полуторка была незаменима во время Великой Отечественной войны, да и после неё: ГАЗ-АА колесил по советским дорогам аж до 1970-х.

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

ПМГ-1 — первая пожарная ма­шина, сделанная на ходовой части грузовика ГАЗ-АА.

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

Название ПМГ-1 расшифровывается как «пожарная машина ГАЗ модель № 1».

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

Её начали из­готавливать в 1932 году сразу на двух заводах: в Москве — на Ми­усском механическом, в Питере — на «Промете».

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

Позади кабины устанавливался стендер — устройство для подключения к городской водопроводной сети.

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

ПМГ-1 использовался для доставки боевого расчёта и огнетушащих средств к месту пожара.

Пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
Пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

Основными пользователями ПМГ-1 были пожарные части не крупных населённых пунктов.

ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА

Впоследствии эти машины часто передавались сельским пожарным дружинам, благодаря чему многие из них сохранились до 70-80-х годов ХХ века и были превращены в памятники.