Советские спортивные автомобили

Гоночный автомобиль «Эстония-8» (Тарту)
Гоночный автомобиль «Эстония-8» (Тарту)

Гоночный автомобиль «Тарту-1» («Эстония-8») был сконструирован и построен А.О. Сейлером и М. Таньелем в единственном экземпляре на авторемонтном заводе в Тарту в 1963 году.

Гоночный автомобиль «Эстония-8»
Гоночный автомобиль «Эстония-8»

Гоночный автомобиль «Эстония-8» отличался заднемоторной компоновкой и независимой подвеской всех колёс.

Спортивный автомобиль «Эстония-8» (он же - «Тарту-1»)
Спортивный автомобиль «Эстония-8» (он же — «Тарту-1»)

Автомобиль «Эстония-8» участвовал в гонках в 1963-1965 гг. Прототипом послужил английский спортивный автомобиль Cooper-T49 Monaco, отсюда такое благородство форм, даже несмотря на несоразмерные задние фонари от ГАЗ-21.

Гоночный автомобиль «Эстония-8» (Тарту)
Гоночный автомобиль «Эстония-8» (Тарту)

Двигатель ГАЗ-21, снаряженная масса автомобиля — 540 килограммов, максимальная скорость 190 км/час. Руль у автомобиля «Эстония-8» справа.

Гоночный автомобиль «Москвич-Г5»
Гоночный автомобиль «Москвич-Г5»

Первый образец модели «Москвич-Г5» дебютировал в гонках в конце 1968 года. На нём был установлен форсированный до 92 л.с. двигатель «Москвич-412», аналогичный применявшемуся ранее на «Москвиче-Г4М».

Гоночный автомобиль Москвич «Г5»
Гоночный автомобиль Москвич «Г5»

Тогда же на Дмитровском полигоне была предпринята неудачная попытка установления на этом автомобиле рекордов скорости на 500 и 1000 м со стартом с места.

Гоночный автомобиль Москвич «Г5»
Гоночный автомобиль Москвич «Г5»

В следующем сезоне в гонках принимали участие два автомобиля. В ходе сезона оба они получили новые гоночные двигатели, имевшие в основе стандартный блок цилиндров и новую головку блока с двумя распределительными валами (известны под обозначением «Москвич-412-2В», так как данный им конструкторами индекс «-413» официально утверждён не был). Двигатели оснащались двумя сдвоенными карбюраторами «Weber-40DCO» и системой свободного выпуска; мощность их составляла 100 л.с.

Гоночный автомобиль Москвич «Г-5»
Гоночный автомобиль Москвич «Г-5»

В дальнейшем шло постоянное совершенствование двигателей: так, в 1970 году за счёт повышения степени сжатия, увеличения размеров впускных клапанов и расширения фаз газораспределения мощность поднялась до 112 л.с. В том же году была изменена выпускная система и введён дополнительный задний упор дуги безопасности.

Гоночный автомобиль Москвич «Г-5»
Гоночный автомобиль Москвич «Г-5»

В 1972 году был увеличен рабочий объём двигателей до 1840 см³ против 1478 см³ ранее. Также в 1972 году была расширена колея колёс, установлены шины увеличенных размеров, а масляный радиатор, ранее располагавшийся спереди рядом с водяным радиатором, был перенесён назад и размещён над двигателем.

Гоночный автомобиль Москвич «ГМ-5»
Гоночный автомобиль Москвич «ГМ-5»

В 1974 году оба автомобиля претерпели радикальную модернизацию, получив полностью новые кузовные панели из стеклопластика, значительно отличавшиеся по своей форме от прежних алюминиевых. Модернизированные таким образом автомобили получили обозначение «Москвич-ГМ5».

Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»
Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»

На гоночных автомобилях продолжали использоваться двигатели в основном образца 1972 года.

Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»
Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»

В 1975 году в одной или двух гонках был использован двигатель «промежуточного» варианта (образца 1971 года) рабочим объёмом 1703 см³.

Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»
Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»

Автомобили «Москвич-ГМ5» участвовали в гонках вплоть до исключения формулы 1 из национальной классификации в конце 1976 года.

Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»
Гоночный автомобиль Москвич «ГМ5»

В общей сложности на всех модификациях модели «Москвич-Г5» были выиграны три золотые (В. Ржечицкий, 1969; Ю. Теренецкий, 1972; Н. Казаков, 1973), одна серебряная (Ю. Теренецкий, 1974) и две бронзовые (Ю. Теренецкий, 1973 и 1976) медали чемпионатов СССР.

Гоночный автомобиль «Харьков-Л»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л»

Рекордные и гоночные автомобили Эдуарда Лорента. «Харьков-Л» — самый результативный советский рекордный автомобиль. Построен в 1955 году. Э.О. Лорентом в Харьковском автомотоклубе. На «Харьков-Л» устанавливались четыре различных двигателя собственной конструкции Э.О. Лорента рабочим объёмом 245, 337, 489 и 558 см³, что давало возможность принимать участие в рекордных заездах в различных классах. Один из малолитражных двигателей конструкции Э.О. Лорента. Рабочий объём 489 см³, мощность 80 л.с.

Гоночный автомобиль «Харьков-Л»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л»

«Харьков-Л» участвовал в рекордных заездах с 1955 года по 1972 год включительно, под управлением Э.О. Лорента и В.Э. Лорента. Всего на нём было установлено тридцать всесоюзных рекордов скорости, из которых четырнадцать являлись также международными.

Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»

«Харьков-Л3» — первый советский рекордный автомобиль, специально предназначенный для заездов на короткие дистанции со стартом с места (дрегстер). Построен Э.О. Лорентом в харьковском автомотоклубе в 1965 году. Шасси представляло собой раму из труб диаметром 35 миллиметров.

Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»

С целью предельно возможного снижения массы, «Харьков-Л3» не имел стартера и аккумулятора, кузов и колёса были изготовлены из лёгких сплавов. При этом общая компоновка автомобиля обеспечивала максимальную загрузку задних колёс: при весьма большой колёсной базе (2600 мм).

Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»

Передняя часть была предельно облегчена, место гонщика сдвинуто назад, двигатель, радиатор и топливный бак вынесены за задние колеса.

Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»

«Харьков-Л3» был рассчитан на участие в заездах в различных классах, для чего на него могли быть установлены четыре двигателя различного рабочего объёма: 245, 337, 489, 558 см³. Интересно, что когда создатели столкнулись с тенденцией опрокидывания через заднюю ось, то они просто удлиннили машину. Установка дополнительных маленьких колёс позади задней стойки, как на американских драгстерах не понадобилась. Также не было надобности в тормозном парашюте.

Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3»

«Харьков-Л3» принимал участие в рекордных заездах в 1967-1972 годов, на нём были установлены три всесоюзных рекорда. Впоследствии автомобиль был переделан. Основным изменением стала установка двигателей среднего рабочего объёма — 1100, 1500, 2000 см³. Модернизированный «Харьков-Л3» принимал участие в рекордных заездах в 1977-1984 годов. На нём было установлено четыре всесоюзных рекорда.

Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»
Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»

Спортивный автомобиль «Киев-Спорт», конструкция которого была разработана в киевском авиационном ГСОКБ-473 (ныне ОКБ им. О.К. Антонова) под руководством Ю.Л. Земцова в 1959 году на базе узлов ГАЗ-21.

Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»
Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»

Кузов изготовили из авиационной дюрали по авиационным технологиям. Листы дюралюминия соединялись между собой методом клёпки. Использованы также авиационные лючки для заливных горловин и авиационные габаритные огни.

Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»
Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»

В процессе подготовки к эксплуатации в различных автомобильных соревнованиях автомобиль подвергался переделкам. Так, с него демонтировали фонарь кабины с открывающимися по типу «крыло чайки» дверьми. В последних заездах автомобиль участвовал в открытом исполнении с кузовом типа родстер.

Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»
Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»

В этом виде он и дошёл до наших дней. На автомобиле цела оригинальная окраска с остатками стартовых номеров. На автомобиле сохранились все повреждения, полученные в ходе спортивных соревнований. Рабочий объём двигателя — 2445 см³, мощность — 80 л.с., длина — 4,4 м., масса в снаряженном состоянии — 1000 кг., скорость — 160 км/час.

Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»
Спортивный автомобиль «Киев-Спорт»

Три автомобиля «Киев-Спорт» участвовали в гонках в 1961-1962 годах но успехов не добились.

Гоночный автомобиль «Эстония-3»
Гоночный автомобиль «Эстония-3»

Гоночные автомобили «Эстония» строились на Тартусском авторемонтном заводе (ТОАРЗ).

Гоночный автомобиль «Эстония-3»
Гоночный автомобиль «Эстония-3»

Автомобиль «Эстония-3» 1959 года стал первым советским гоночным автомобилем, выпускавшимся серийно.

Гоночный автомобиль «Эстония-15М»
Гоночный автомобиль «Эстония-15М»

«Эстония-15М» — основная модель автомобиля национального класса 350 см³.

Гоночный автомобиль «Эстония-15М»
Гоночный автомобиль «Эстония-15М»

Гоночные автомобили «Эстония-15М» оснащались двигателем воздушного охлаждения Иж-Юпитер, максимальная скорость — 160 км/час. Автомобили «Эстония-15» выпускались с 1967 года по 1976 год. «Эстония-16М» — основной советский гоночный автомобиль начала 1970-х. Двигатель Москвич-412, максимальная скорость — 200 км/час. «Эстония-19»  — гоночный автомобиль середины 70-х годов.

Гоночный автомобиль «Эстония-20»
Гоночный автомобиль «Эстония-20»

«Эстония-20» — основная модель гоночного автомобиля в СССР в первой половине 1980-х годов. «Эстония-21» — возможно, первый в социалистических странах гоночный автомобиль, использовавший «эффект земли» для создания прижимающей силы. Первую «Эстонию‑21» вывели на трассу в 1980 году.

Гоночный автомобиль «Эстония-21М»
Гоночный автомобиль «Эстония-21М»

В 1985‑м, после постройки ещё нескольких пробных экземпляров, начали серийное производство машин модели 21М.

Гоночный автомобиль «Эстония-21М» и «Эстония-20»
Гоночный автомобиль «Эстония-21М» и «Эстония-20»

Гоночные автомобили «Эстония-21М» оснащали моторами ВАЗ объёмом 1,6 или 1,3 л. Версия с двигателем 1.3 мощностью 90-100 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач разгонялась до 200-210 км/ч. С 1987 года строили «Эстонию-21.10» с модернизированными подвеской, тормозами и кузовом. Автомобиль «Эстония-21.10» серийно выпускался ТОАРЗ до 1991 года. Всего до 1991 года изготовили 295 машин «Эстония-21» всех модификаций.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

В 1990 году в серийное производство была запущена новая «Эстония» с индексом 25.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

«Эстония-25»  — гоночный автомобиль российской формулы 1600. Конструкторы — А. Садовский, В. Цихоцкий и Я. Хейнсар.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

Именно этот болид впервые примерил на себя кузов не на трубчатом каркасе, а выполненный в виде алюминиевого монокока, заполненного пенополиуретаном, а также газовые амортизаторы с возможностью регулировки жёсткости.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

На автомобиль устанавливались двигатели ВАЗ-21083, ВАЗ-2106 и Volkswagen-Golf GTI (экспортная версия для скандинавских стран).

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

Мощность моторов гоночного автомобиля «Эстония-25» составляла 145 л.с., 160 л.с. и 170 л.с. соответственно.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

Начиная с 1991 года автомобили «Эстония-25» получили широкое распространение в масштабах всего СССР.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

После распада СССР они продолжали использоваться в бывших союзных республиках, в первую очередь в России, Украине и прибалтийских республиках.

Гоночный автомобиль «Эстония-25»
Гоночный автомобиль «Эстония-25»

До 1994 года завод изготовил 66 автомобилей (включая прототипы и предсерийные образцы), из них 18 имели шасси с монококом и 48 – с трубчатой рамой.

Гоночный автомобиль МАДИ-02-13. Автомобиль формулы «Восток», был сконструирован в 1978-1979 годах. На нём производились испытания таких оригинальных конструкторских решений, как воздухозаборники НАСА, активная подвеска, кузов, использующий «эффект земли».

Герои российских гоночных трасс совсем недавнего времени. Гардарика — один из ранних прототипов гоночной команды Арт-Лайн, построенный в начале 90-х. Гоночный автомобиль Астрада Ф2096 был построен в 1996 году. Это был первый российский автомобиль, построенный по требованиям международной формулы 3.

Гоночный автомобиль JAK-26
Гоночный автомобиль JAK-26

Автомобиль JAK-26 1993 года постройки. Две машины этого типа активно выступали на российских трассах. Автомобиль Русь А20/16 — целый проект продвигавшийся фирмой АККС и имевшей целью создание новой российской гоночной формулы. Автомобиль оснащался двигателем ВАЗ. Впоследствии автомобили оснащались двигателями Альфа-Ромео. Гонки формулы Русь начались в 2002 году, в Мячково на машинах формулы «Русь» гоняли целые команды. Испытательные заезды первых АККС состоялись на Ходынском поле в 2000 году. Гоночный автомобиль АМ-01М класса Формула-1600 конструкции Александра Степановича Микояна. На этой машине пилот Вера Слепнева в 2003 году участвовала в тестах, а в 2004 стартовала в Чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам. Презентация автомобиля состоялась в Мячково в 2001 году. Выступление в весенних гонках 2004 года было неудачным.