Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Д-8 (название дано по первой букве фамилии главного конструктора, Николая Ивановича Дыренкова) — советский лёгкий бронеавтомобиль межвоенного периода и времён Великой Отечественной войны.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

При создании бронеавтомобиля применялось заднеприводное (4 × 2) шасси отечественного легкового автомобиля «ГАЗ-А».

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Будучи разработан в 1931 году, Д-8 является первым советским серийным лёгким бронеавтомобилем. Производился на Ижорском заводе.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Одной из ключевых фигур в создании новых бронированных автомобилей Советского Союза стал Николай Иванович Дыренков, который в начале 30-х годов прошлого века руководил Опытно-конструкторским и испытательным бюро управления механизации и моторизации РККА.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Его лёгкий бронеавтомобиль Д-8 был спроектирован и построен автором практически за несколько дней.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Однажды в КБ нанёс визит один из заместителей наркома обороны, который, листая американские армейские журналы, обратил внимание Н.И. Дыренкова на лёгкие броневики армии Соединенных Штатов.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Идея американцев заключалась в том, что броневики имели низкий корпус с сильно наклонёнными бронелистами, что положительно отражалось на устойчивости и защищённости автомобиля.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

На это заявление Николай Иванович Дыренков ответил, что разработка такой машины уже идёт, и через несколько дней он готов представить первый образец на испытания.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Сразу после беседы Николай Дыренков приказал снять кузов с шасси своего служебного Ford-A, а к вечеру на его месте стоял фанерный макет бронекузова.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

По заготовкам вырезали панели из бронелистов и установили их на само шасси. В результате опытный Д-8 на следующий день был показан высоким гостям.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Как и американские прототипы, лёгкий бронеавтомобиль, впоследствии ставший серийным, имел низкий угловатый силуэт и обходился без башни.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Вооружение бронеавтомобиля Д-8 — один переставляемый пулемёт ДТ обычно в установке правом лобовом листе, рядом с водителем, кроме того, ещё два отверстия для шаровых установок пулемёта ДТ в правом и левом бортовых листах позади водителя и два отверстия в кормовом листе.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Но вести огонь из всех этих установок было трудно — из лобовой по целям ниже горизонтали из-за упирания головы стрелка при прицеливании в низкую крышу, а из боковых и кормовых сектора обстрела были очень малые.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

К пулемёту ДТ имелось 2079 патронов в 43 дисковых магазинах. Шасси ГАЗ-А с 40-сильным карбюраторным двигателем оказалось слишком слабым для 1,5-тонной бронированной машины. Автомобиль хоть и мог разгоняться до 85 км/ч, обладал очень плохой проходимостью.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

В 1931 году разработана модификация Д-8, получившая наименование Д-12. Лёгкий бронеавтомобиль Д-12, кроме пулемёта ДТ, имел на турели пулемёт Максима в качестве зенитного, с чем были связаны лёгкие изменения корпуса, боекомплект Д-12 — 2079 патронов в 43 дисковых магазинах к ДТ и 1000 в 4 лентах к Максиму.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Бронирование противопульное, с наклонным расположением броневых листов, обеспечивающим рикошет пуль от корпуса. Скорость по просёлочной дороге составляла около 30 км/ч, при движении по снегу и бездорожью экипаж использовал цепи. Два бронеавтомобиля Д-12 в 1938 году были переданы Монголии.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Количество выпущенных лёгких бронеавтомобилей Дыренкова — 62 шт. (из них 28 шт. Д-8 и 34 шт. Д-12).

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Лёгкие бронеавтомобили Дыренкова эпизодически применялись частями РККА в ходе Советско-финской («Зимней») войне. Три бронеавтомобиля Д-8 зимой 1939-1940 гг. были оставлены неисправными и захвачены финнами, один был отремонтирован финнами и как учебный использовался в финской танковой школе до 1943 года.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

Лёгкие бронеавтомобили Дыренкова в годы Великой Отечественной войны состояли на вооружение Красной Армии.

Лёгкий бронеавтомобиль Д-8
Лёгкий бронеавтомобиль Д-8

На 1.06.1941 г. в военных округах имелось 45 бронеавтомобилей Дыренкова, из них 26 шт. — 2-й категории, 10 шт. — 3-й (требуют среднего ремонта), 9 шт. — 4-й (требют капитального ремонта).