
Сегодня в России отмечают День защитника Отечества. Этот праздник был учреждён в 1922 году и изначально носил другое название — День Красной армии.

Позже он стал Днём Советской армии и Военно-морского флота. Именно поэтому 23 февраля необходимо вспомнить о некоторых «звёздах» из числа военной техники Советской армии и Военно-морского флота.

Долгие годы эти грозные боевые машины внушали врагам страх и уважение.

Некоторые из них уже находятся на хранении, другие прошли модернизацию и успешно служат до сих пор.

Средний бронеавтомобиль БА-3М — пушечный бронеавтомобиль 1930-х годов. Бронеавтомобили БА-3М принимали участие в Великой Отечественной войне. Большая их часть была потеряна в первые месяцы войны. Но некоторые дожили и до победного 1945 года. Так на 14 апреля 1945 года 97-я рота охраны штаба 19-й армии всё ещё использовала три БА-3М.

Т-26 — советский лёгкий танк. Cамый многочисленный танк Красной и финской Армий к началу Великой Отечественной войны и Армии испанской Республики гражданской войны в Испании, второй по количеству выпущенных после Т-34 советский танк 1930-х — 1940-х годов. Лёгкий танк Т-26 принят на вооружение в СССР в 1931 году.

Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой.

В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.

Основное вооружение однобашенных модификаций лёгкого танка Т-26 составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года — её модифицированный вариант образца 1932/34 гг.

И-15бис — одномоторный истребитель-полутораплан 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова как дальнейшее развитие И-15.

Самолёт применялся во время боевых действий в Испании, Китае и на Халхин-Голе, а также активно использовался в первые месяцы Великой Отечественной войны в качестве штурмовика (до 1942 года).

И-153 «Чайка» — поршневой истребитель 1930-х — 1940-х годов. Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием (третьей версией) самолёта И-15. Основное отличие — убираемые колёса (лыжи). Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено. Введена бронеспинка. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20 разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20 серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах.

152-мм гаубица-пушка образца 1937 года серийно выпускалась с 1937 по 1946 год.

Это орудие использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Самая знаменитая пушка Второй мировой войны — ЗИС-3 стала ровесницей Великой Отечественной войны.

Первый опытный экземпляр ЗИС-3 был выпущен за ворота завода № 92 именно 22 июня 1941 года, а на следующий день начались его заводские испытания.

76-мм дивизионная противотанковая пушка ЗИС-3 была основной пушкой Великой Отечественной войны и честно выполнила свой долг.

Лёгкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова.

В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года, когда он был заменён на более совершенный лёгкий танк Т-70.

Лёгкий танк Т-70 разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.

Лёгкий танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствовал задаче преследования отступающего противника.

Лёгкий танк Т-80 разработан летом-осенью 1942 года в танковом конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством Н.А. Астрова. В декабре 1942 года Т-80 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на Мытищинском заводе № 40. Производство лёгких танков Т-80 продолжалось до сентября 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях завода № 40 самоходно-артиллерийской установкой СУ-76М. Всего было выпущено 77 боевых машин и два прототипа Т-80, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны в 1943 году.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М создана на базе танка Т-70 в качестве средства сопровождения пехоты. СУ-76М пошла в серию летом 1943 года. Ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы.

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) серийно выпускалось с 1943 года по 1949 год. Орудие было призвано усилить войска тяжёлой артиллерии для взламывания полевой обороны противника.

Тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии 6 ноября того же года. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии.

Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года.

Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100 представляла собой дальнейшее развитие СУ-85.

Реактивный истребитель МиГ-15 отличался исключительной простотой и надёжностью конструкции, высокими лётными и эксплуатационными данными, мощным вооружением. Именно МиГ-15 принёс ОКБ А.И. Микояна мировую известность. В начале-середине 1950-х не было такого конфликта, где бы не принял участие этот маленький и на удивление маневренный самолёт.

Речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 «Шмель». Разработан в 1965 году. Водоизмещение — 71 т. Скорость — 23 узла.