Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»

Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»
Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»

Мотоцикл «Иж Планета Спорт», как только вышел в продажу, он выглядел очень современно, изящно и спортивно, о чем говорит его название. Этот мотоцикл очень сильно отличался от других советских байков и считался самым быстрым среди советских мотоциклов 70-80-х годов ХХ века. На сегодняшний день их осталось не так уж и много, но они по прежнему радуют своих поклонников, как и мотоциклы Ява.

В начале 70-х годов прошлого века покупателям предлагались обычные дорожные мотоциклы «Иж Планета 3» и «Иж Юпитер 3» (включая версию с коляской – 3К).

Мотоциклы DKW
Мотоциклы DKW

Эти байки были достаточно надёжны и неприхотливы, но до западных мотов им было далеко, хотя ИЖи были скопированы ещё довоенных моделей DKW.

В 1974 году инженеры ИЖ просто шокировали советских байкеров своей новинкой — спортивным серийным мотоциклом «Иж Планета Спорт 350». Внешний вид этого аппарата очень напоминает японские аппараты середины 60-х ХХ века, это видно по форме переднего крыла, элегантной передней ступице, динамичному заднему крылу. Сразу чувствуется ветер с востока, ведь «Иж Планета Спорт» очень похож на Suzuki T250 Super Six 66 года, Yamaha 350R5 1970 и Kawasaki A1 Samurai 1966 года.

Трёхколёсный мотороллер «Вятка МГ-150» и мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»
Трёхколёсный мотороллер «Вятка МГ-150» и мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»

Байк получился очень современным и сразу дал понять что, он предназначен для скоростной езды, а не для поездок на дачу. И даже сегодня «Планета Спорт» выглядит достойно, как настоящий классический байк. Цветовая гамма ещё больше добавляла спортивности внешнему виду мотоцикла, самые первые «Планеты Спорт» выпускались в ярко-жёлтом и оранжевом цветах. Сочетая эти яркие цвета с чёрной рамой и блестящими никелированными крыльями, траверсами, крышкой двигателя и ободком фары, получался очень крутой мотоцикл. Многие девушки на мотоциклах начинали именно с этого спортивного байта от ИЖ.

«Иж ПС» не только внешне был современным байком, технические составляющие были тоже другие и серьёзно отличались от остальных мотоциклов ИЖ, кроме цепи и деталей КПП, конечно. Одной из самых главных инноваций было то, что «Планета Спорт» оснащался раздельной системой смазки мотора, по тем временам, такой технический замысел казался нереальным. Установленный в «Спорт» мотор на 350 кубиков с японским карбюратором Mikuni, позволял мотоциклу развивать мощность в 32 л.с. при 6700 об/мин.

Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»
Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350»

Вес «Планеты Спорт» составлял 135 килограммов, а по тем временам, это очень хорошие показатели. Для примера, популярная в те годы Jawa-350/634 с мощностью в 22 л.с. весила 155 килограммов. То есть понятно, что у Явы не было шансов в скорости против спортивного Ижа. Ещё одним новшеством было то, что мотор «ПС» закреплялся в раме при помощи подушек из резины.

Самые первые «Иж Планета Спорт 350» были оснащены таким же японским электрооборудованием Denso, как на Ямахе. Именно поэтому впервые советский мотоцикл удовлетворял требования ЕЭК ООН по светотехнике.

Динамические показатели нового «Ижа» были на высоком уровне даже по меркам СССР — максимальная скорость равна 140 км/ч, а разгон с нуля до сотни всего за 10 секунд казались фантастикой.

Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350» и трёхколёсный мотороллер «Вятка МГ-150»
Мотоцикл «Иж Планета Спорт 350» и трёхколёсный мотороллер «Вятка МГ-150»

Позднее стали выпускать мотоциклы «Иж Планета Спорт» с отечественным карбюратором, у которого был меньший диффузор, после чего мощность ПСа уменьшилась и стала 28 л.с. Отличить поздние версии от ранних можно по удлинённому заднему крылу и слегка изогнутой выхлопной трубе, хотя в ранних версиях она была прямой.

Серийное производство данного мотоцикла началось в 1974 году. Первая партия в 500 машин была продана в СССР за лето 1975 года. Все мотоциклы первой партии были оснащены японским электрооборудованием и раздельной системой смазки. К 1979 году мотоцикл «Планета Спорт» перестал комплектоваться импортными комплектующими и даже немного ухудшилось качество основных деталей. Именно поэтому советские мотоциклисты лучше всего ценили мотоциклы первых годов выпуска, цена на ранние «спорты» была выше чем на поздние даже спустя десять лет. Спортивные ИЖи выпускались до 1985 года, а затем были сняты с производства.