Гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти

«Моисей». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим, Италия
«Моисей». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим, Италия

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. 6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело.

«Умирающий раб». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Лувр, Париж, Франция
«Умирающий раб». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Лувр, Париж, Франция

Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошёл к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Древнеримский бог «Вакх». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Национальный музей, Флоренция, Италия
Древнеримский бог «Вакх». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Национальный музей, Флоренция, Италия

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотёса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приёмной матери.

«Мадонна Медичи». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Капелла Медичи в церкви Сан Лоренцо, Флоренция, Италия
«Мадонна Медичи». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Капелла Медичи в церкви Сан Лоренцо, Флоренция, Италия

Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось шесть лет. Это так сильно повлияло на психику ребёнка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдаёт его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи. 

«Брут». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Национальный музей, Флоренция, Италия
«Брут». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Национальный музей, Флоренция, Италия

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи. В мастерской Ghirlandaio провёл год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мёртвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

«Связанный раб». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Лувр, Париж, Франция
«Связанный раб». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Лувр, Париж, Франция

В шестнадцать лет юноша создаёт две первые рельефные скульптуры — «Мадонну у лестницы» и «Битву Кентавров». Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделён необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее. После смерти Лоренцо Медичи на престол взошёл его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдаётся. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

«Оплакивание Христа. Пьета». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник - мрамор. Собор св. Петра, Рим, Италия
«Оплакивание Христа или Пьета». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Собор св. Петра, Рим, Италия

В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мёртвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция». Чуть позже он раскаялся в своём приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы. В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора. Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвёл Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда два наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок. Так как Микеланджело слыл ещё и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 квадратных метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек — Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только двенадцать Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему четыре года жизни. Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 года Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма. Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своём дневнике следующее: «После четырёх замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал». Также он пишет, что от напряжённой работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой. В 1535 году Микеланджело вновь берётся за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создаёт фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображён Иисус Христос, окружённый обнажёнными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад. Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнажённые тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Великий итальянский скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее.