Мотоцикл Ява 350 634-01

Мотоцикл Ява 350 634-01
Мотоцикл Ява 350 634-01

Многолетняя работа народного предприятия «ЯВА» привела к созданию новой модели мотоцикла ЯВА-350. В 1973 году специалисты предприятия разработали модель мотоцикла — 634, он выпускался только с двигателем объёмом 350 куб. см. Ещё при выпуске новинки её официальное название было Ява 350 634-01.

Мотоцикл Ява 350 634-01
Мотоцикл Ява 350 634-01

Существовавшая до сих пор конструкция силового агрегата мотоциклов ЯВА была настолько удачна, что и в мотоцикле новой мод. 634 она сохранилась. Два цилиндра, расположенных в ряд поперёк оси мотоцикла, наклонены вперёд на 25°. Расположение кривошипно-шатунного механизма, коробки передач и моторной передней передачи в общем картере двигателя осталось таким же, как в предыдущих моделях. Однако для повышения надёжности работы и увеличения срока службы их несколько изменили. В сочленении поршневого пальца с шатуном вместо бронзовой втулки в верхней головке шатуна применили игольчатый подшипник с иглами INA, зафиксированными от осевого смещения. В нижней головке шатуна установили подшипник INA с сепаратором, зафиксированный в осевом направлении стальными калеными шайбами. Средний подшипник коленчатого вала можно повторно смазывать пластичным смазочным материалом. Изменением и конструктивным улучшением можно считать применение двойной втулочной цепи в передней цепной передаче (вместо прежней простой). Двойная цепь имеет больший срок службы, не удлиняется и не вызывает ударов, передаваемых на пары зубчатых колёс коробки передач.

Мотоцикл Ява 350 634-01
Мотоцикл Ява 350 634-01

Рама сдвоенная закрытого типа, сварена из стальных труб круглого сечения. Оба нижних кронштейна имеют U-образную форму, которая сверху замыкается головкой рамы и двумя соединенными между собой трубчатыми кронштейнами. Дополняет конструкцию и придает жёсткость всей сварной системе кронштейн седла в форме стремени, к которому при помощи приваренных косынок присоединены задние концы нижних кронштейнов. Единое целое раме придают поперечные трубки, которые распирают в четырех местах нижние кронштейны-трубы и в то же время служат местом для крепления двигателя и некоторых деталей ходовой части. Задний узел крепления двигателя расположен на кронштейнах, прессованных из листовой стали и приваренных в местах заднего выгиба нижних кронштейнов-труб. К кронштейнам присоединяют также заднюю качающуюся вилку, через полую ось которой проходит вал педали заднего тормоза. Соединение вилки не требуется смазывать, так как в нём применяют металлопластмассовые втулки с резиновыми кольцами для предотвращения проникания пыли. Качающаяся вилка заднего колеса выполнена из трубы диаметром 32 мм. В её вертикально сплюснутых концах выштампованы продольные отверстия для оси заднего колеса, обеспечивающие его перемещение при натяжении цепи привода заднего колеса.

Мотоцикл Ява 350 634-01
Мотоцикл Ява 350 634-01

Рама спроектирована и технологически проработана для обеспечения необходимой её прочности и жёсткости как основной несущей детали ходовой части мотоцикла. Пространство ящика под седлом и глушитель шума впуска закрывают боковые легкосъёмные крышки. На левой крышке находится ещё плоский в форме кармана ящик для инструмента. Седло изготовлено из пенистого латекса, обтянутого искусственной кожей. Основу седла образует фигурный штампованный стальной лист.

Выставка-аукцион «Редкие автомобили» в Центральном доме художника
Выставка-аукцион «Редкие автомобили» в Центральном доме художника

Источником питания служат шестивольтовая аккумуляторная батарея и шестиполюсный генератор, аналогичный прежним. Применив улучшенные изоляционные материалы, мощность генератора увеличили до 75 Вт без изменения его габаритных размеров и снижения срока службы. Вместо прежнего однокатушечного (одноякорного) реле-регулятора в электрической системе нового типа применяют реле-регулятор двухъякорный, размещенный отдельно от генератора в ящике под седлом. В корпусе фары, выштампованном из пластмассы, установлены параболическое зеркало диаметром 160 миллиметров, спидометр, выключатель зажигания, контрольные лампы заряда и дальнего света и прерыватель указателя поворота с собственным предохранителем. Мотоцикл оборудован световыми указателями поворота. Передние указатели укреплены на кронштейне фары, задние на кронштейне седла.

Выставка-аукцион «Редкие автомобили» в Центральном доме художника
Выставка-аукцион «Редкие автомобили» в Центральном доме художника

Следует отметить, что эти мотоциклы ЯВА предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надёжности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы нашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это и бездорожье Сибири и Севера, и жаркие пески пустынь, и каменистые горные тропы.