Станция «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства) Московского метрополитена. Расположена на Арбатско-Покровской линии между станциями «Курская» и «Арбатская».

Станция «Площадь Революции» находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция «Площадь Революции» была построена по проекту архитектора Алексея Николаевича Душкина, чьё имя прочно связано со строительством Московского метрополитена, а работы признаются одними из лучших.

Конструкция станции «Площадь Революции» — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Проходы между пилонами представляют собой полуцилиндрические арки, которые опираются на невысокие широкие постаменты.

На них разместились 76 бронзовых фигур работы скульптора Матвея Генриховича Манизера.

Однако по первоначальному проекту архитектора на месте скульптур должны были расположиться бронзовые рельефы, которые визуально облегчили бы конструкцию станции.

Вместо них появились громоздкие скульптуры, которые разрушили композиционное единство станции.

Вместо задуманного органичного пространства станция превратилась в музей скульптуры.

Как писал Алексей Николаевич Душкин: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

Тема декоративного оформления «Площади Революции» проста и понятна. Она посвящена этапам создания «Страны Советов». 76 бронзовых изваяний расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 года. Галерея начинается от западного торца станции (на момент открытия именно тут располагался единственный выход) образами красногвардейца и матроса. Изначально скульптур было 80, но из-за открытия в декабре 1947 года восточного наземного вестибюля, четыре фигуры демонтировали, как, впрочем, и барельеф с изображениями В.И. Ленина и И.В. Сталина, возглавляющими шествие советского народа. Именно поэтому из 20 скульптурных сюжетов 18 повторяются четырежды, а два – только по два раза.

Многократное повторение образов тогда подверглось критике, так как ослабляло эффект их идейного и художественного содержания.

Критиковали и неудачное тесное расположение фигур в ограниченном сводчатом объёме арочных проходов: они изображены (кроме фигур пионеров) либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. А в народе ходила шутка: «Здесь весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Вообще со станцией «Площадь Революции» и её скульптурами связано много примет и поверий.

Студенты верят, если потереть нос пса у «Пограничника с собакой», то экзамен сдашь на «отлично». А если ранним утром прикоснуться к флажку в руках у сигнальщика «Марата» — день пройдёт удачно, такое же поверье сложилось и о нагане матроса, из-за чего наган сильно страдает, так как его постоянно воруют.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году скульптуры были разобраны и вывезены в Среднюю Азию, а возвращены в 1944 году.

Во время эвакуации они сильно пострадали — фактически развалились на части. Но так как каждая скульптурная композиция повторялась, их удалось восстановить.

Станция «Площадь Революции» имеет два наземных вестибюля. Западный вестибюль — работа Алексея Николаевича Душкина. Предполагалось, что этот вестибюль будет встроен в здание Академического кинотеатра, который так и не был построен. Поэтому вестибюль имеет достаточно странную форму – это два строения, одно овальное в плане, другое квадратное, соединенные переходом.

Восточный вестибюль создан по проекту архитектора Ю.П. Зенкевича и встроен в линию домов в Богоявленском переулке.

Зал вестибюля ошеломляет изрядной пышностью, а освещает его гигантская висячая люстра с 24 рожками.

Стены восточного вестибюля с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором.

Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика, аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции: щит с серпом и молотом в окружении алых знамён с датами «1917» и «1947» (художник — В.Ф. Бородиченко).

Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР, принятой в 1943 году.

Снаружи вестибюль представляет собой неказистое здание во дворе 5-го квартала Тверского района (адрес: Богоявленский переулок, дом 3/5, стр. 1в). В соответствии с Генпланом реконструкции Москвы 1935 года планировалась перепланировка квартала, в том числе надстройка над вестибюлем административного здания и организация второго выхода из вестибюля в сторону Никольской улицы.

Несмотря на то, что замысел архитектора Алексея Николаевича Душкина воплотился не в полной мере, эта станция «Площадь Революции» стала достаточно известной и полюбилась москвичам.

Станция «Площадь Революции» имеет статус выявленного объекта культурного наследия.