ГАЗ-24 «Волга» — самая престижная машина в СССР

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24 был недостижимой мечтой советского автолюбителя. «Волжанки», как их называли в народе, поставлялись в таксопарки страны и распределялись в среди госпредприятий — на ней ездили директора и партийные начальники.

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»

Но иногда система давала сбой и случались исключения — чаще всего на юге страны, где эта машина была показателем статуса. Владелец белой 24-й был уважаемым человеком. Очень уважаемым… «Волга» ГАЗ-24 пришла на смену «Волге» ГАЗ-21 (за которой так охотился Юрий Деточкин). В 1970 году ей дизайн, носивший черты американских авто средины 50-х, откровенно устарел. Да и технически она была далека от совершенства.

ГАЗ-24 «Волга». Автомобиль экскорта олимпийского огня XXII летних олимпийских игр в Москве
ГАЗ-24 «Волга». Автомобиль экскорта олимпийского огня XXII летних олимпийских игр в Москве

24-я хоть и стояла на конвейере, но по массовости сильно уступала другим советским машинам — в год завод выпускал от 30 до 60 тысяч штук. К началу производства «Волга» стоила 10 тысяч рублей, а затем — 15 тысяч.

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» 1975 года выпуска
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» 1975 года выпуска

ГАЗ-24 «Волга» — машина удивительно крепкая. Почти любой её узел можно разобрать, заменить в нём сломавшуюся копеечную деталь, снова собрать — и этот узел будет работать. Невероятно тугой руль, о котором сейчас ходят легенды, результат криворукого обслуживания. У 24-й «Волги» особенность — один раз в 6 тысяч километров по инструкции и «по жизни» раз в месяц нужно было шприцевать переднюю подвеску. Выглядело так: автолюбитель подлезал под авто с рычажно-плунжерным шприцем (вхо- дил в штатный комплект инструмента) и смазывал по три точки с каждой стороны — так называемые шкворни (часть подвески, сопряжённой с игольчатыми подшипниками). После при отрегулированном рулевом редукторе на «Волге» руль легко крутится на месте одной рукой. Дорожный просвет у «Волги» — 175 мм, у некоторых кроссоверов почти столько же. Это позволяло легко преодолевать колдобины. Была задача сделать машину для отечественных дорог, и с этой задачей конструкторы справились на пять — обе подвески «Волги» получились неубиваемые. Задняя подвеска — рессорная, зависимая. Её особенностью была невероятная плавность хода, за что машину уважительно прозвали «Баржа».

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»

Машина рассчитана на бензин АИ-93, соответствующий сегодняшнему 92-му. Расход топлива — 12-13 литров на сотню. А вот модификация ГАЗ-24-01 была спроектирована специально для такси, у неё был дефорсированный мотор, он позволял использовать низкооктановое топливо — вплоть до А-72.

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»

Объём двигателя: 2,4 л. Скорость: до 145 км/ч. Ёмкость бензобака: 55 литров. 4-ступенчатая трансмиссия. Пятиместный салон. Четыре двери.

Автомобиль ГАИ ГАЗ-24 «Волга»
Автомобиль ГАИ ГАЗ-24 «Волга»

У «Волги» был роскошный салон — на переднем диване могли легко разместиться трое — в инструкции написано, что это возможно «для кратковременных поездок» (но поскольку рычаг передач находился в полу между двумя передними пассажирами, третий был явно лишний).

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга». Патрульная модификация оборудованная для службы в Госавтоинспекции
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга». Патрульная модификация оборудованная для службы в Госавтоинспекции

Сиденья раскладывались, образуя полноценное спальное место. Полбагажника занимало запасное колесо и вентилятор обдува стекла. Многие вентилятор удаляли, а колесо перемещали на его место. «Волга» оснащалась резиной марки ИД-195 с высоким профилем. Эти колёса ходили по 50 тысяч киломе- тров, если не хромал «сход-развал».

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» (первая серия)
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» (первая серия)

Машина получилась ремонтопригодной даже в гаражных условиях — без специнструмента. Сейчас эти «Волги» стоят от 30 тысяч рублей за авто на мало-мальском ходу, а великолепно сохранившиеся экземпляры из южных республик СССР доходят в цене и до двух миллионов.

Сегодня большинство машин испорчено «улучшай-зингом» с полной потерей аутентичности. На «Волги» ставили литые диски, красили кузов краской металлик… Верх издевательства, это когда из благородных «Волг» делают «хот-роды» с заниженной подвеской и двигателями от старых японских машин. «Волга» — это память нашей конструкторской школе, ныне незаслуженно забытой. Это самобытный автомобиль, вполне современный для 1970 года, максимально пригодный для эксплуатации на плохих дорогах и нетребовательный к качеству топлива. К сожалению, штатно ни кондиционером, ни автоматической коробкой передач машина никогда не комплектовалась…