Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Бронированные автомобили — это тип специальной военной техники, обладающей бронированным кузовом и пулемётным или пушечным вооружением.

Бронеавтомобиль «Фиат» Ижорского завода
Бронеавтомобиль «Фиат» Ижорского завода

В период двух мировых войн бронеавтомобили в отличие от колёсных бронетранспортёров не были предназначены для перевозки десанта.

Средние бронеавтомобили БА-10А и ТА-3М
Средние бронеавтомобили БА-10А и ТА-3М

По комплексу выполняемых задач бронеавтомобили во многом были сходны с лёгкими танками тех лет.

Средний бронеавтомобиль БА-6
Средний бронеавтомобиль БА-6

Особенно это можно отнести к СССР, где перед Великой Отечественной войной были созданы бронеавтомобили семейства БА различных типов: лёгкие (массой до 4 тонн) — БА-20, средние (от 4 до 8 тонн) — БА-3, БА-6, БА-10, а также тяжёлые (масса более 8 тонн) — БА-11.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Уже в суровые военные годы был создан ещё один лёгкий бронеавтомобиль БА-64.

Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ-М
Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ-М

В 1930-е годы во многих армиях мира достаточно широко применялись обыкновенные легковые автомобили, пусть даже имеющие недостаточную проходимость.

Средний бронеавтомобиль БА-3М
Средний бронеавтомобиль БА-3М

Чаще всего бронеавтомобили использовались в штабах, для связи и командирской разведки.

Средний бронеавтомобиль БА-10
Средний бронеавтомобиль БА-10

Оснащение воинских подразделений автомобилями в случае войны увеличивало мобилизационные возможности промышленности.

Средний бронеавтомобиль БА-10А
Средний бронеавтомобиль БА-10А

При этом для использования в армейских целях обычные гражданские модели требовалось прикрыть хотя бы лёгкой противопульной бронёй.

Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ
Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ

Именно таким образом в СССР поступили, переделав ГАЗ-А, в лёгкий бронеавтомобиль ФАИ, который выпускался с 1931 года по 1936 год.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Аналогичным образом решено было поступить и с более мощным автомобилем ГАЗ-М1 «Эмка», который, как и ГАЗ-А, не был полноприводным.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

В 1936 году на базе ГАЗ-М1 на Выксинском заводе дробильно-размольного оборудования (город Выкса, Горьковская область) был спроектирован бронеавтомобиль БА-20. Данный бронеавтомобиль был принят на вооружение советской армии и находился в серийном производстве с 1936 года по 1941 год. Всего за это время было произведено 2114 бронеавтомобилей. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне, а также на начальном периоде Великой Отечественной войны.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б

Уже во время войны на смену БА-20 в войска пришёл новый лёгкий бронеавтомобиль БА-64.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Бронеавтомобиль БА-20 имел компоновочную схему с передним расположением моторного отделения. Совмещённое боевое отделение и отделение управления располагались в средней и кормовой частях бронеавтомобиля. В кормовой части над боевым отделением располагалась небольшая вращающаяся пулемётная башенка. Посадка и высадка экипажа, который состоял из 2-х человек, осуществлялась через бронированные двери, которые располагались по бортам корпуса БА-20, а также через люк, находящийся в крыше пулемётной башенки. Для кругового обзора из бронеавтомобиля был предназначены специальные смотровые щели в корпусе и башне, прикрываемые изнутри специальными бронезаслонками, а также смотровые лючки в лобовом листе, корме и дверях. Помимо этого в машине имелся ещё один люк — десантный, находящийся в днище БА-20. Он предназначался для выхода экипажа из машины в случае её подбития на поле боя.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 миллиметров. Бронелисты располагались под большими углами наклона.

Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ
Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ

По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объёмом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Живучесть в условиях боя бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надёжность — усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и её боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надёжности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъёмы крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

На бронеавтомобиль БА-20 устанавливался четырёхцилиндровый четырёхтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с. Двигатель снабжался экономайзером и карбюратором «Зенит». Его пуск осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 мощность в 0,8 л.с. В батарейной контактной системе зажигания машины применялись распределитель с центробежным регулятором, индукционная катушка (бобина) и свечи зажигания. Ёмкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 километров. В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трёхступенчатая коробка передач (три скорости вперёд и одна — назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Бронеавтомобиль БА-20 вооружался одним пулемётом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикреплённом к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Электрооборудование бронеавтомобиля БА-20 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение в сети машины составляло 6 вольт. В качестве источников электроэнергии применялась аккумуляторная батарея ЗСТ-100, имеющая ёмкость в 100 Ампер-часов, а также генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для осуществления внешней связи часть машин оснащалась коротковолновой приёмо-передающей радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну. Радиостанция монтировалась в боевом отделении за местом водителя, для питания радиостанция применялся дополнительный аккумулятор ЗСТ-100. В случае установки на машину радиостанции в состав её экипажа вводился радист. Для внутренней связи экипаж БА-20 пользовался танкофоном.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надёжен. Хорошие тяговые качества его двигателя позволяли без особых проблем преодолевать подъёмы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метров. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод лишь на заднюю ось. По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересечённой местности средняя скорость составляла 36 км/ч.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошёл процедуру модернизации. Обновлённая машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав её экипажа добавился третий человек — радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемёт ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счёт использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счёт установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 килограммов больше, его масса составила 2,62 тонны.

В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колёс на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве лёгких разведывательных бронедрезин.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Боевое крещение бронеавтомобиль БА-20 прошёл во время вооружённого конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с лёгкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемёта «гочкисс» японской армии. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулемётные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. Кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью. В ходе боевых действий на Халхин-Голе шестнадцать БА-20 безвозвратно потеряно и ещё двадцать семь бронеавтомобилей были повреждены.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

В сентябре 1939 года бронеавтомобили БА-20 участвовали в Освободительном походе в Польшу. Зимой 1939 — 1940 года бронеавтомобиль БА-20 принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов (безвозвратные потери 33 машины). Среди трофеев, которые были захвачены финской армией в ходе советско-финской войны, среди прочего было 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии данные бронеавтомобили находились вплоть до 1957 года.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

БА-20 неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной войны. В дальнейшем их количество сокращается. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время. В качестве примера, на 19 апреля 1944 года два БА-20 имелось в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

В ходе летних боев 1941 года немцы смогли захватить около 100 бронеавтомобилей обеих модификаций. Большинство из них было направленно в войска СС и полицейские части. В немецкой армии данная машина получила обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), версия БА-20М — Panzerspaehwagen BA 202 (r). Машины Panzerspaehwagen BA 202 (r) состояли на вооружении различных частей, к примеру 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».

Некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 оставалось в советских войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии. В боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА.