Автомобиль ЗИЛ-157

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157 создан в конце 1954 года, серийно производился с 1958 года по 1991 год (на самом ЗИЛе — до 1978 года). Последний задел завершён в 1994 году.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

Полноприводный автомобиль ЗИЛ-157 выпускался  с 1958 года по 1961 год.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

На полноприводном автомобиле грузоподъёмностью 4500 кг (по грунту — 2500 кг) стояли шестицилиндровый мотор объёмом 5,56 литра (104 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач и двухступенчатая разгадка.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Помимо базового бортового грузовика делали седельные тягачи и шасси под специальные надстройки. С 1961 года по 1978 год выпускался ЗИЛ-157К. В этой модели изменилось распределение нагрузки по осям, применена новая коробка передач, однодисковое сцепление, телескопические амортизаторы.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

В 1978 году производство было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод, в то время один из филиалов ПО АвтоЗИЛ) под индексом ЗИЛ-157КД. Там автомобиль производился до 1991 года.

Автомобиль-тягач седельный ЗИЛ-130В
Автомобиль-тягач седельный ЗИЛ-130В

Поздние автомобили ЗИЛ-157 оснащали двигателями объёмом 5,4 литра (110 л.с.), унифицированными по деталям с ЗИЛ-130.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

Автомобиль ЗИЛ-157 — один из самых массовых грузовиков СССР. В Москве изготовили 797 934 экземпляра, на Урале — ещё около 160 тысяч.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

Автомобиль ЗИЛ-157 массово использовался в колхозах и леспромхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости и объёма кузова.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

Особую любовь ЗИЛ-157 получил за свою простоту и надёжность в Советской Армии, для которой по сути и создавался.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Это в основном и объясняет столь его долгое серийное производство, причём на протяжении четверти века одновременно со своим потомком ЗИЛ-131.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Автомобиль ЗИЛ-157 снимался в фильме «Карьера Димы Горина» с Александром Демьяненко в главной роли, вышедшем на экраны в 1961 году.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

ЗИЛ‑157 служил в картине главным средством коммуникации между бригадами, разбросанными по тайге во имя строительства ЛЭП. Водителя 157-го играл Владимир Высоцкий.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

«Колун» характером очень похож на героев этой бесхитростной картины­ —  простых и весёлых, сильных и добродушных, не боящихся любой работы и трудностей. Советская сказка? Отчасти да.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Но кое-что, в том числе дух и колорит той эпохи и тех автомобилей, сказка передаёт вполне реалистично.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 быстро получил прозвище «колун» не только за характерную форму капота, но и за стойкий, непримиримый характер.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Это прозвище невольно вспоминаешь, глядя на сужающийся капот, направленный в сторону того, что дорогой назвать никак нельзя.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

А для «сто пятьдесят седьмого» это семечки, привычная среда ­обитания. И правда — колун!

На базе автомобиля ЗИЛ-157 делали пожарные автомобили ПМЗ-27, позднее — ПМЗ-56. Пожарные машины на основной базе ЗИЛ-157 имели увеличенную кабину для перевозки пожарных, большой бак для перевозки воды и выдвижную пожарную лестницу.

На основе 157-го создавали специальные модификации. А конструктивно, по узлам и агрегатам, автомобилю были близки и военные машины.

Бронетранспортёр БТР-152
Бронетранспортёр БТР-152

Бронетранспортёр БТР-152 выпускали в Москве, а затем в Брянске с 1950 года по 1964 год. На БТР-152 выпускавшихся с 1956 по 1962 годы устанавливались колёса аналогичные автомобилю ЗИЛ-157.

Бронетранспортёр БТР-152
Бронетранспортёр БТР-152

Бронетранспортёры БТР-152 служили не только в Советской Армии, но и в армиях дружественных СССР стран.

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157

В 1976 году на базе грузовика ЗИЛ-157 вышла опытная модель ЗИЛ-4311. Внешне экспериментальный автомобиль можно было узнать по изменённому оформлению передка, а под капотом машины стоял рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель объёмом 5,4 литра и мощностью 110 л.с. (у исходной модели — мотор объёмом 5,6 литра, развивающий 104-109 л.с.). В остальном ЗИЛ-4311 не сильно отличался от ЗИЛа-157: колёсная формула 6×6, односкатные шины, сложная трансмиссия с пятью карданными валами, пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздатка.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157

Предполагалось, что новый грузовик мог бы использоваться в народном хозяйстве, в то время как ЗИЛ-157 предназначался в первую очередь для армии. Именно поэтому единственный прототип модели ЗИЛ-4311 получил платформу с нарощенными бортами. Серийной машиной ЗИЛ-4311 так и не стал, но некоторые наработки этого проекта были использованы в модернизированном варианте ЗИЛ-157КД.