Генеральный конструктор Александр Сергеевич Яковлев

Памятник-бюст выдающемуся авиаконструктору герерал-полковнику авиации Александру Сергеевичу Яковлеву
Памятник-бюст выдающемуся авиаконструктору герерал-полковнику авиации Александру Сергеевичу Яковлеву

Генеральный конструктор Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 года в городе Москве в семье служащего.

Бюст дважды Героя Социалистического Труда, авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева 1975 г. Бронза, литьё. Аникушин М.К. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Бюст дважды Героя Социалистического Труда, авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева 1975 г. Бронза, литьё. Аникушин М.К. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Отец Александра Яковлева служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать была домохозяйкой. В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П. Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени». В школе проявился интерес Александра к технике и в частности, к авиации. В 1921 году он построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок. Не бросая школы, в 1919-1922 годах Александр Яковлев работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота. Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.

С 1924 года Александр Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Академии Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского. В том же году построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году А.С. Яковлев построил свой первый самолёт — АИР-1. В июле 1927 года на этом самолёте были установлены первые советские мировые рекорды — дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полёта. За эти достижения А.С. Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов. В 1927-1931 годах под его руководством было создано 8 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

В 1931 году, по окончанию учёбы в академии Александр Сергеевич, поступил инженером на авиазавод № 39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации — своё будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С. Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из ОСОАВИАХИМа в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115. Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годах. В 1935 году А.С. Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано ещё несколько лёгких спортивных самолётов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12. В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно, но по сути оказались конструкторским провалом Александра Яковлева, из-за конструктивных особенностей эти машины встретили Великую Отечественную войну пратически небоеспособными. 13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (прототип Як-1). Самолёт получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза Яковлеву Александру Сергеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941 г.), Як-9, Як-3 (1943 г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего было выпущено более 30 тысяч самолётов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый «Як» имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полёта. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым лёгким истребителем Второй Мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20-мм пушек на Як-1 до 37-мм и 45-мм на Як-9. Увеличивалась дальность полёта, до 2200 км у Як-9ДД. До июля 1946 года А.С. Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке (в 1946 году — заместителем министра по общим вопросам). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (10.11.1942 г.). Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (27.12.1943 г.).

С 1956 года и до выхода на пенсию А.С. Яковлев — генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолётом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолётов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолёт Як-24 — самый грузоподъёмный в мире в 1952-1956 годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм А.С. Яковлев награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 49/II). Александр Сергеевич Яковлев стал дважды Героем Социалистического Труда.

Наряду с боевыми самолётами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения.

Учебно-тренировочный самолёт Як-18А
Учебно-тренировочный самолёт Як-18А

Было создано целое поколение легкомоторных самолётов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолёты Як-30 и Як-32.

Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские лётчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.

Летающая лаборатория на базе самолёта Як-40 (RA-87938)
Летающая лаборатория на базе самолёта Як-40 (RA-87938)

С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолёт, сертифицированный по западным нормам лётной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами.

120-местный самолёт Як-42
120-местный самолёт Як-42

Позднее был создан 120-местный самолёт Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

В 1967 году на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36, а с 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолёты вертикального и короткого взлёта и посадки Як-38 — первые в мире палубные СВВП.

21 августа 1984 года А.С. Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под его руководством было создано свыше 200 типов самолётов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов. Александр Сергеевич Яковлев — автор книг «Рассказы авиаконструктора», «Цель жизни (записки авиаконструктора)», «50 лет советского самолётостроения», «Советские самолёты». Жил Александр Сергеевич Яковлев в Москве. Умер 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник-бюст авиаконструктору А.С. Яковлеву расположен в сквере рядом с Чапаевским переулком, при входе в Парк Авиаторов
Памятник-бюст авиаконструктору А.С. Яковлеву расположен в сквере рядом с Чапаевским переулком, при входе в Парк Авиаторов

Бронзовый бюст генерал-полковника авиации Александра Сергеевича Яковлева установлен 18 августа 1976 года в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов).