Армейский мотовездеход АМ-1

Армейский мотовездеход АМ-1
Армейский мотовездеход АМ-1

Армейский мотовездеход АМ-1 предназначен для ведения дозорных и разведывательных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций, проводимых в разных климатических условиях. В настоящее время мотовездеход находится на вооружении Российской армии. Он используются в воздушно-десантных войсках и в арктических бригадах, также мотовездеходы АМ-1 поступили на вооружение армейских спецподразделений.

Армейский мотовездеход АМ-1
Армейский мотовездеход АМ-1

Армейский мотовездеход, получивший обозначение АМ-1, был разработан на базе серийной гражданской модели РМ500-2, оснащённой четырёхтактным одноцилиндровым бензиновым двигателем жидкостного охлаждения, развивающим максимальную мощность 38 л.с. Мотовездеходы производятся компанией «Русская механика» из города Рыбинска.

РМ-500 — это первый мотовездеход, который был разработан и производится в России. При его проектировании конструкторы предприятия наделили свою модель лучшими качествами туристических и утилитарных квадроциклов. При этом РМ-500 по-настоящему русский мотовездеход: он выносливый, простой, надёжный и неприхотливый. РМ-500-2 это дальнейшее развитие первой модели, которая позаимствовала от неё всё самое лучшее, став при этом более маневренной, простой в управлении и более комфортной. Наличие повышенной и пониженной передачи, полный привод (4х4) с возможностью блокировки дифференциала позволяют водителям мотовездехода не бояться бездорожья.

Армейский мотовездеход АМ-1
Армейский мотовездеход АМ-1

Армейская комплектация мотовездехода получила специальную стойку для крепления автомата АК-74, гранатомёта, винтовки СВД; передний кофр; защиту фар; приборную панель с расширенными функциями; систему предпускового подогревателя двигателя; подогреватели рукояток пассажира; фару-прожектор и шины со специальным протектором, увеличивающие проходимость. Бензобак армейского мотовездехода АМ-1 получил самозатягивающееся покрытие, что исключает утечку топлива при повреждении его целостности в процессе эксплуатации, в том числе в боевых условиях. За пассажирским сидением было оборудовано специальное место, где размещены две металлических канистры с топливом по 20 литров каждая. Фара-прожектор, которая дополнила обычный набор световых приборов, позволяет АМ-1 действовать и в тёмное время суток. В базовую комплектацию включена также электролебедка с усилием до 2,5 тонн.

Не так давно квадроциклы считались исключительно развлекательной техникой, которую покупали обеспеченные почитатели мототехники и любители экстремальных прогулок по пересечённой местности. Сегодня же эти четырёхколёсные транспортные средства уверенно встают в строй, отзывы об их эксплуатации в российских вооружённых силах пока только положительные. По словам эксплуатировавших технику десантников, мотовездеходы показывают себя достойно. Отказов нет, в том числе и после совершения практического десантирования с борта воздушных судов в специальных контейнерах.

К гражданским версиям военные мотовездеходы АМ-1 имеют хотя и родственное, но всё-таки отдалённое отношение. И речь идёт не только о возможности установки на них различных систем вооружения, приспособлений для перевозки боеприпасов и прицепных устройств. У военных моделей улучшены и сами вездеходные характеристики. К примеру, их рама защищена при помощи специального порошкового покрытия, а все без исключения электрические контакты выполнены влагозащищёнными. Преодолевать различные ландшафты, в том числе прибрежные пески и валуны четырёхколёсным машинам помогает особый привод и рисунок протектора.

В целом можно говорить о том, что песок, камни, болота, горы, леса, море — это и есть стихия данной мототехники, идеальный полигон для проверки её внедорожных качеств и проходимости. Неслучайно испытания армейских мотовездеходов проводились военными на Кольском полуострове. Здесь армейские квадроциклы подвергались всесторонним проверкам сложным рельефом местности, морской водой, их буквально топили в прибрежных волнах. При этом они намокали, но каждый раз заводились и снова могли ехать дальше. Ни одного заноса не показала мототехника и на достаточно сложном илистом дне, так же спокойно, без особых трудностей вездеходы преодолевали и навалы камней.

Первый в российской истории армейский квадроцикл был спроектирован и производится в Рыбинске (Ярославская область) на предприятии «Русская механика». Именно здесь находится «родина» знаменитых на весь Советский Союз снегоходов «Буран», которые и сегодня эксплуатируются во многих уголках России.

Армейский мотовездеход АМ-1
Армейский мотовездеход АМ-1

Армейский мотовездеход АМ-1, имеет значительные отличия от серийно выпускаемых гражданских квадроциклов. Среди них и особая окраска, и наличие специально разработанного багажника, предназначенного для монтажа оружия, и использование топливного бака, защищённого от пробитий. Бак уникальной конструкции обладает самозатягивающимся покрытием, которое позволяет при его пробое затянуть отверстие от пули в течение 10-15 секунд, после чего квадроцикл продолжит движение, сохранив необходимое для этого топливо.

Помимо этого важное отличие армейской версии мотовездеходной техники, выпускаемой на предприятии в Рыбинске, от гражданской версии — в усилении элементов несущей конструкции рамы. Это позволяет повысить общую грузоподъёмность мотовездехода. Также были усилены рычаги, обеспечивающие проходимость, а агрегаты и узлы его конструкции предполагают езду по любым типам грунтов. Не менее чем на 150 кг была рассчитана и грузоподъёмность багажника армейского мотовездехода. Помимо этого, дополнительные возможности АМ-1 обеспечивает наличие электролебёдки.

Уникальные способности мотовездеходов оказываются незаменимы при преодолении высот. В том числе горных массивов с уклонами, которые близки к вертикальным. Подъём в горы подобной техники в этом случае осуществляется при помощи специального альпинистского снаряжения. Помогает АМ-1 и его лебедка, мотор которой, кстати, можно запустить не только вручную, но и удалённо — с помощью специального пульта (работает дистанционно). Незаменимыми оказываются мотовездеходы и при транспортировке различных грузов с помощью внешнего устройства. АМ-1 в состоянии тянуть за собой прицеп массой до 500 кг.

Армейский мотовездеход АМ-1
Армейский мотовездеход АМ-1

Небольшую партию АМ-1 закупила пожарно-химическая станция «Оборонлес» Минобороны России. Её офицеры уже применяют рыбинские квадроциклы для передвижения мобильных патрульных групп, что обеспечат разведку возгораний в лесах и тушение пожара до прибытия основных сил.

Армейский мотовездеход АМ-1
Армейский мотовездеход АМ-1

Высокая проходимость вездеходов позволяет осуществлять оперативный контроль за противопожарным состоянием, в том числе в отдалённых и труднодоступных районах. «Оборонлесовские» квадроциклы дооснащены лесопожарным оборудованием и инвентарем. В частности, на них установлены ёмкость для воды с малой мотопомпой и пожарным рукавом, бензопила и шанцевый инструмент. Это позволяет экипажу при патрулировании территории в случае обнаружения возгорания осуществлять превентивные меры по нераспространению огня до прибытия основных подразделений.

Тактико-технические характеристики АМ-1:
Габариты: 2565x1245x1645 мм
Колёсная база — 1490 мм
Вес — 420 кг
Двигатель — бензиновый 4-тактный, 1-цилиндровый, 4-клапанный, жидкостного охлаждения
Объём двигателя — 493 куб. см
Максимальная мощность — 38 л.с
Максимальная скорость — до 80 км/ч
Система запуска — электрический, ручной стартер
Трансмиссия — вариатор
Ёмкость топливного бака — 20 л
Аккумулятор — 12 В/20 Ач
Число мест — 2
Передачи: передняя с высоким и низким диапазоном, нейтральная, задняя
Шины: передние — 26 x 8 — 14 4PR, задние — 26 x 10 — 14 4PR
Тормоза: передние — дисковые гидравлические, задние — дисковые, трансмиссионные, гидравлические