Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М шасси автомобиля ЗиС 150 одна из основных пожарных машин 50-х годов ХХ века, чаще всех мелькающая на фотографиях и в кинохронике тех лет.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Конструкцию ПМЗ-9 разработали на Московском заводе пожарных машин — это была первая советская пожарная цистерна с закрытой кабиной и кузовом.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Модификация ПМЗ-9М выпускалась на Прилукском заводе противопожарного оборудования с 1951 по 1955 год.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Боевой расчёт — 7 человек, вода — 1680 литров, пенообразователь — 120 литров, насос — ПН-25А, подача — 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ 26-С15, установленной за КПП, передаточное число — 1:1,55.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Колёсная база шасси — 4000 миллиметров, габариты: 6880х2390х2550 миллиметров, полная масса — 8.360 т., максимальная скорость — 65 км/ч., расход топлива на привод насоса — 23 л/час.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Специализированное конструкторское бюро пожарных машин ОКБ-8 было создано в 1951 году в Прилуках.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Коллектив бюро разработал и внедрил в серийное производство целый ряд пожарных автомобилей.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Первыми из них были модернизированные автоцистерна ПМЗ-9М и автонасос ПМЗ-10М. Обе эти машины были во многом унифицированы между собой.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Кабина водителя — заводская, трёхместная. Кабина боевого отделения — трёхместная для автоцистерны и шестиместная для автонасоса.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

По сравнению с ПМЗ-9 и ПМЗ-10 конструкция замков дверей кузова предупреждает их самопроизвольное открытие.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

ПМЗ-9М по устройству и тактико-техническим характеристикам почти не отличается от ПМЗ-9. Незначительным изменениям подвергся кузов.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Основным отличием стала модернизированная вакуум-система. На ПМЗ-9М разряжение в центробежном насосе создаётся не газоструйным вакуум-аппаратом, а воздушным компрессором тормозной системы.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Ещё одно новшество — расположения бака для пенообразователя внутри цистерны для воды (от этого правда в последствии отказались).

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Над дверями установили водосточные желоба для предотвращения затекание воды в отсеки кузова и кабины.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

На задней стенке кузова с правой и левой стороны установили по две откидные подножки для подъёма на крышу, а на верхней части задней стенки кузова и передней стенке кабины — по два сигнала поворота.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

На задней поперечине рамы ПМЗ-1 ОМ установили два кронштейна для крепления рукавной катушки.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

На крыше кузова смонтированы металлические каналы для всасывающих рукавов, механизм для укладки и крепления трёх-коленной лестницы и кронштейны для укладки на них штурмовой лестницы, лестницы-палки, багра и воздушно-пенного ствола.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

С правой и левой стороны крыши и на задней стенке кузова установили хромированные поручни со стойками из металлических труб, а также декоративное ограждение в передней части крыши.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Запасное колесо разместили на крыше кузова. На обоих автомобилях установили насос ПН-25 А.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

При создании ПМЗ-9М и ПМЗ-10М решили вопрос технологичности конструкции, что позволило увеличить выпуск с 10 до 617 машин в год.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Автомобили имели одинаковые кабины с той лишь разницей, что у автоцистерны в кабине было два ряда сидений, а у автонасоса — три.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М
Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М

Вместо третьего ряда сидений у ПМЗ-9М выступала из кузова цистерна для воды. В 1955 году эти автомобили были сняты с производства.