Автомобиль представительского класса ЗИС-101

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Автомобиль ЗИС-101. К этой машине отношение в СССР было особое. Автомобиль представительского, как говорили раньше — высшего класса, находился под пристальным вниманием не только руководства завода имени И.В. Сталина, но и ЦК ВКП(б).

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Не случайно необходимость модернизации ЗИС-101 в июне 1940-го обсуждала правительственная комиссия во главе с одним из самых авторитетных автомобилистов страны академиком Евгением Алексеевичем Чудаковым. Обновлённый ЗИС должен был встать на конвейер уже в третьей пятилетке — в 1942-м. К тому времени базовую версию 101-го выпускали бы шесть лет.

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Разумеется, в 1936 году первый легковой автомобиль (штабная машина на базе АМО-Ф-15 не в счёт) московского завода принимало политбюро во главе с самим И.В. Сталиным. Показ техники высшему руководству был нормой, но семиместный лимузин вожди осматривали, конечно, особо придирчиво. Заводчане очень волновались — знали, чем может закончиться неудовольствие И.В. Сталина.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

Но 29 апреля, когда два ЗИС-101 въехали в ворота Кремля, у «отца народов» было явно хорошее настроение. Он улыбался и шутил, автомобиль ему понравился.

Автомобиль Buick Limited Series 90
Автомобиль Buick Limited Series 90

К тому же Г.К. Орджоникидзе был очень убедителен, уверяя, что машина не хуже американской. Отчасти нарком был прав.

Автомобиль Buick Limited Series 90
Автомобиль Buick Limited Series 90

ЗИС-101, конструкция которого во многом была скопирована с «Бьюика», весной 1936-го действительно выглядел неплохо на фоне многих одноклассников. Просторный, с базой 3650 мм, семиместный лимузин был комфортабелен, даже имел невиданный большинством отечественных водителей отопитель салона. Часть машин к тому же комплектовали радиоприёмниками. Верхнеклапанный восьмицилиндровый мотор объемом 5,8 л был рядным, однако такой конструкции в те годы придерживались и некоторые именитые фирмы, в том числе особо уважаемая руководством СССР — «Паккард».

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Двигатель ЗИС-101 развивал при 2800 об/мин около 110 л.с. С алюминиевыми поршнями и увеличенной с 4,8 до 5,5 степенью сжатия агрегат можно было форсировать до 116 л.с. Но технологические проблемы не позволяли выпускать такой двигатель серийно. Вот механические тормоза, пусть и снабжённые сервоусилителем, выглядели уже далеко не последним словом техники, как и двухдисковое сцепление.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

Созданием машины руководил Евгений Иванович Важинский — с 1935-го главный конструктор завода. Его правой рукой стал Григорий Георгиевич Михайлов, кузовом занимался Иван Федорович Герман. Он некогда окончил Петербургское художественное училище, мечтал стать архитектором, очень хорошо рисовал. Отчасти И.Ф. Герман выполнял работу дизайнера, но главной заботой была конструкция сложного, абсолютно нового для завода кузова. Поэтому именно он с 1937-го стал ответственным за производство ЗИС-101.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

Серийный выпуск ЗИС-101 начали в ноябре 1936-го. Кузов, каркас которого частично делали из бука, требовал особого внимания и старательности. Чуть недотянешь шурупы — по просторному салону раздавался неприятный, совсем не представительский скрип.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

Купить ЗИС-101, конечно, было нельзя. Но можно было выиграть в денежно-вещевую лотерею (по крайней мере, до самой войны автомобиль вносили в список призов). А ещё — заслужить: ЗИСы давали видным учёным и мастерам искусств, таким, например, как «красный граф» Алексей Николаевич Толстой. При этом прокатиться на ЗИСе могли и простые москвичи, и гости столицы: в столице лимузины работали в такси. Такси ЗИС-101 не были редкостью в крупных городах СССР и использовались на фиксированных маршрутах или междугородных линиях. В 1936 году в Москве был создан 13-й таксомоторный парк, укомплектованный 55 автомобилями ЗИС-101. В отличие от правительственных, они имели «весёлую» расцветку — синюю, голубую и жёлтую. С 1938 года «101-е» ЗИСы из 13-го таксомоторного парка стали выходить на маршруты, связывающие вокзалы, аэропорты и основные транспортные магистрали, а также города Ногинск и Бронницы с Москвой. Эксплуатировались такие такси и в других городах. К примеру, в 1939 году в Минске насчитывалось три такси ЗИС-101. Кроме того, малыми сериями выпускались модификации для службы «скорой помощи». В 1936 году был изготовлен единственный экземпляр автомобиля ЗИС-101Л («Люкс») — с телефоном.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

Выпуск ЗИС-101 давался заводу с огромным трудом. И по грузовикам-то план выполняли не всегда, а многие машины приходилось доводить до ума уже после конвейера. Качество лимузинов тоже постоянно хромало. Но правительственная комиссия во главе с Е.А. Чудаковым, куда вошли представители наркоматов, автохозяйств и таксопарков, отметила не только производственные, но и конструктивные недостатки машины.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

В частности, масса ЗИС-101 была на 600-700 килограммов выше, чем у аналогов: один мотор тянул на 470 килограммов, при этом не впечатляя мощностью. Заводчане понимали: комиссия права, но средств на улучшение автомобиля не хватало. Кроме того, завод, как и вся страна, постоянно терял специалистов. Среди тех, кому предстояло модернизировать 101-й, уже не было Е.И. Важинского, арестованного в марте 1938-го и вскоре расстрелянного.

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Конструкторы во главе с Г.Г. Михайловым (он стал главным) сделали в этих условиях, что могли. Мотор с алюминиевыми поршнями, развивавший 116 л.с, пошёл в серию. Кузов лишили деревянных деталей. Автомобиль получил однодисковое сцепление, карбюратор типа «Стромберг» с падающим, а не восходящим потоком. Сообразно моде подновили внешность: появилась закруглённая (так называемая аэродинамическая) решётка радиатора и более вытянутые фары. ЗИС-101А начали выпускать в августе 1940-го.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

В конце 1937 года была разработана модификация с открытым кузовом «фаэтон» — ЗИС-102. Передние и задние двери открывались по ходу машины (на ЗИС-101 задние двери открывались против хода). ЗИС-102 окрашивался только в серо-серебристый цвет, салон обивался тёмно-синей кожей. В течение 1938 года было выпущено 8 автомобилей ЗИС-102. В январе 1939 года было выпущено 2 автомобиля ЗИС-102 с кузовом «кабриолет», окрашенные в тёмно-вишнёвый цвет, салон был обит тёмно-красной кожей (отдельного индекса эти автомобили не получили). Первые кабриолеты имели решётку радиатора, как у ЗИС-101. В августе 1939 года был изготовлен единственный экземпляр модернизированного «фаэтона» ЗИС-102А, имевшего аналогичные ЗИС-101А двигатель и облицовку радиатора. Этот автомобиль участвовал в параде на Красной площади 1 мая 1941 года. Так же было выпущено 2 автомобиля ЗИС-101Э («Экстра») — бронированный (толщина стёкол 70 мм). В 1939 году на базе ЗИС-101А был создан спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт.

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

В заводских испытаниях участвовали автомобиль ЗИС-102 и два автомобиля ЗИС-101-А, специально подготовленные к скоростным соревнованиям.

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Автомобиль ЗИС-102 развил скорость 153 км/час, а ЗИС-101-А — 142 км/час. Однако все понимали: останавливаться на этом нельзя. ЗИС всё заметнее отставал от заокеанских и европейских ровесников. Поэтому на заводе готовили сразу две модернизированные версии. ЗИС-101Б внешне отличал выступающий багажник, заменивший архаичную багажную решетку. Заметно изменили панель приборов: большие прямоугольные циферблаты смотрелись вполне современно, как и новый руль с хромированным кольцом звукового сигнала. На ЗИС-101 Б стояли модернизированные амортизаторы и шестнадцатилистовые рессоры вместо девятилистовых.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

Модель ЗИС-103 создавали параллельно, видимо, с таким же изменённым кузовом и главное — с независимой передней подвеской. Скорее всего, она была аналогична американским конструкциям того времени: вильчатые рычаги и пружины. Кстати, похожая была у послевоенного ЗИС-110. Конструкторы работали и над форсированным примерно до 130 л.с. мотором, но стоял ли такой на предвоенных прототипах, доподлинно неизвестно. ЗИС-103 готовили, видимо, на более дальнюю перспективу, а модель 101Б намечали выпускать уже в 1942-м. Испытания начали в мае 1941-го. 7 июля прекратили производство ЗИС-101, 22-го Москва пережила первые налёты, а работы по ЗИС-101Б вели до 15 октября. Двумя днями раньше немцы вошли в Калугу, 14-го — в Калинин. А через четыре дня после остановки работ по легковому ЗИСу — 19-го октября — вышло постановление ГКО о введении в столице осадного положения. Скорее всего, о конструкторах и испытателях, занимающихся легковым автомобилем, в суматохе просто забыли. А они делали своё дело. И не зря: уже в 1942-м вышло правительственное постановление о создании нового представительского автомобиля. ЗИС-110, конечно, был совсем другой машиной, но опыт модернизации 101-го, несомненно, пригодился.

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

Всего собрали 8752 ЗИС-101, из них около 600 в версии 101А, а открытых 102-х совсем немного. Судьба предвоенных опытных образцов, в том числе ЗИС-Спорт и ЗИС-101Б, неизвестна. Получила известность звуковещательная автомоторная установка на ЗИС-101, имевшая прозвище «трёхтонный граммофон». На таком ЗИС-101 в 1942 году работал писатель Юрий Нагибин, инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта. В 1942 году создана мобильная звукозаписывающая установка на ЗИС-101 для ленинградского радио с трофейной немецкой магнитофонной аппаратурой.

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101

После Великой Отечественной войны на некоторое время ЗИС-101 оказался одним из наиболее распространённых московских таксомоторов: основную часть «Эмок» в военные годы отправили на фронт, где они и закончили свои дни. ЗИСы же отличались относительно плохой проходимостью, поэтому до 1945 года простояли на консервации. Сразу после войны они курсировали в Москве по Садовому и Бульварному кольцам и на линии Рижский вокзал — площадь Свердлова. Их постепенная замена автомобилями марки «Победа» и ЗИС-110 началась лишь с 1946-47 годов. В 1949 году завод «Аремкуз» построил на шасси ЗИС-101А партию из 30 санитарных автомобилей, получивших индекс АКЗ-4. Существовали также единичные экземпляры ЗИС-101 с шестицилиндровыми двигателями Packard и Studebaker. После войны, по рекомендации завода изготовителя, при капитальном ремонте автомобилей ЗИС-101, ремонтные заводы устанавливали на них двигатели от грузового Studebaker US6, а также двигатели ГАЗ-51, ЗИС-110 и ЗИС-120.

Автомобиль ЗИС-101А
Автомобиль ЗИС-101А

До наших дней дожили считанные 101-е (открытых ЗИС-102, судя по всему, ни одного), как правило, с неродными моторами. Но и сегодня предвоенные лимузины выглядят внушительно.