Дизельный грузовик МАЗ-200

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

МАЗ-200 — первый советский грузовик с дизельным мотором, выпускавшийся крупносерийно. МАЗ-200 можно назвать грузовиком нового поколения, так как он имел совершенно новый мотор — дизельный. Именно дизель позволил увеличить мощность и грузоподъёмность советских самосвалов, а также значительно урезать расходы на топливо.

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

Стоит посмотреть старые советские кинохроники, и можно увидеть, что в 1950-1960-х годах именно МАЗ-200 был одним из основных трудяг на стройках века в СССР. Вот только если МАЗ-500 ещё многие помнят достаточно хорошо, то МАЗ-200 давно стал некой экзотикой, и встретить такую машину можно разве что в музее.

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

В принципе, разработки грузового автомобиля начались ещё в конце Великой Отечественной войны. С 1944 по 1947 году на Ярославском автомобильном заводе разработали первый дизельный грузовик советского производства. Вот только в крупную серию он так и не пошёл, и с 1947 по 1951 года выпускался весьма ограниченными партиями. Крупносерийное производство было развёрнуто на новом автомобильном заводе в городе Минске, и бывший ЯАЗ-200 стал называться МАЗ-200. Именно этот грузовик и стал настоящей легендой отечественного «грузовикостроения». С 1951 по 1965 годы в Минске выпустили порядка 230 000 МАЗ-200.

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

Конструкция мотора МАЗ-200 появилась благодаря американцам и их ленд-лизу. Тогда огромное количество грузовиков попало в нашу армию, и в результате тяжелейшей военной эксплуатации было доказано, что американские машины в техническом плане намного совершеннее, чем советские. Так как в те годы был ещё жив товарищ И.В. Сталин, который мог замотивировать кого угодно, советские конструкторы в спешном порядке начали разрабатывать свой дизельный двигатель, используя американские моторы в качестве наглядного примера.

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

В общем, так и появился мотор ЯАЗ-204 — двухтактный четырёхцилиндровый дизель с рабочим объёмом 4,6 литра и мощностью 120 л.с. Кстати говоря, не только уникальным для СССР дизельным мотором отличался МАЗ-200. Этот грузовик получил пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, причём у коробки была ещё и повышающая передача. Вот только на максимальную скорость автомобиля это не сильно повлияло. Дизель был низкооборотистым, поэтому рекомендованная скорость передвижения составляла порядка 60 км/ч, хотя максимальная скорость МАЗ-200 была около 85 км/ч. Но никто на этих машинах с такой скоростью не ездил, ибо можно было легко загубить мотор.

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

Кстати говоря, именно на МАЗ-200 впервые в истории советских грузовиков на приборной доске появился штатный тахометр. Это было необходимо для того, чтобы водители не крутили дизель на высоких оборотах. Хотя честно говоря, опытные советские водители прекрасно по звуку ориентировались, а абы-кого в те годы за руль не сажали, сначала нужно было гайки покрутить, потом только тебя допускали за руль грузовика.

Грузовой автомобиль МАЗ-200
Грузовой автомобиль МАЗ-200

Несмотря на то, что МАЗ-200 был суперсовременным автомобилем, у него всё равно так и осталась деревянная кабина, покрытая тонким листовым металлом. Грузоподъёмность составляла семь тонн, хотя в реальности туда грузили и восемь тонн без ущерба для машины. Дизель позволял легко справляться даже с большим грузом, только вот перегрузы более восьми тонн убивали подвеску, особенно по плохим дорогам.

Первые МАЗ-200 были бортовыми, но потом в 1952 году появился МАЗ-200В — тягач с двигателем на 135 л.с. В 1962 году низкооборотистый двухтактный дизель заменили на четырёхтактный, модели ЯМЗ-236, с мощностью 165 л.с. и не так боящемуся работы на высоких оборотах.

В последний день 1965 года с конвейера сошёл последний МАЗ-200, но до середины 1980-х годов эти машины всё ещё попадались на советских стройках.