Александр Александрович Дейнека

На фасаде здания (Тверская улица, дом 25) установлена мемориальная доска Народному художнику СССР Александру Александровичу Дейнека
На фасаде здания (Тверская улица, дом 25) установлена мемориальная доска Народному художнику СССР Александру Александровичу Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 20 (8) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего.

Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца — ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В 1918 году Александр Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании — руководит художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра.

После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей — известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи — Владимира Фаворского. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно — достаточно взглянуть на ряд полотен В.А. Фаворского 20-30-х гг. ХХ века и сравнить их с картинами А.А. Дейнеки того же времени. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Также в этот период он иллюстрирует басни Ивана Андреевича Крылова («Кот и повар», «Крестьянин и смерть», 1922).

В становлении живописной манеры А.А. Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре «Эстрадный танец» (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна «Оборона Петрограда» (1928) перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера «Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г.»

Дом Большого театра (Тверская улица, дом 25). В этом доме с 1951 года по 1969 год жил и работал Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии Александр Александрович Дейнека
Дом Большого театра (Тверская улица, дом 25). В этом доме с 1951 года по 1969 год жил и работал Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии Александр Александрович Дейнека

Во время учёбы Александр Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства — поэтом В.В. Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Можно даже образно назвать А.А. Дейнеку Маяковским в живописи. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Одна из лучших картин А.А. Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение В.В. Маяковского — «Левый марш» (1941).