Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»

ГАЗ-24-10 «Волга» — автомобиль среднего класса производства Горьковского автомобильного завода. Выпускался с конца 1985 года до 1991 года.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»

Помимо седана, ГАЗ-24-10 выпускался как такси (ГАЗ-24-11), универсал (ГАЗ-24-12) производился с 1987 по 1992 год, карета скорой помощи вместимостью 4+1 (на носилках) (ГАЗ-24-13). Также существовало множество мелкосерийных моделей, в том числе «догонялка» с двигателем V8, (ГАЗ-24-34), которая серийно выпускалась с 1985 года до 1994 года. ГАЗ-24-14 грузопассажирское такси, автомобиль переоборудованный под бензин АИ-76. ГАЗ-24-17 — такси с двигателем, работающим на сжиженном газе. ГАЗ-24-60 — тропическое исполнение (сухой и влажный климат).

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга». 1989 г.
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга». 1989 г.

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» долгое время был лучшим легковым автомобилем Советского Союза. Ездили на «Волгах» только чиновники, директора предприятий и представители советской элиты.

Выпускалась «Волга» ГАЗ-24 с 1967 года и до 1985 года. За это время машина сильно устарела, и было решено заменить её на следующую модель, более современного типа. Но разработки новых типов автомобилей «Волга» долгое время как-то не удавались. Связано это с тем, что и простая «Волга» ГАЗ-24 прекрасно покупалась, спрос значительно превышал предложение, и не было смысла запускать новые производственные линии и тратить деньги на запуск в серию новой модели, выбрасывая старые производственные линии.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»

Но так как машину нужно было хоть как-то модернизировать, то появилась модификация ГАЗ-24-10. Опытные образцы этой модели появились в 1984 году, а через год начался серийный выпуск этой модели. Новая «Волга» была куда хуже, чем простые ГАЗ-24. У автомобиля ГАЗ-24-10 кузов и качество его покраски были низкого качества. Автомобиль ГАЗ-24-10 выпускался с конца 1985 года до 1991 года. После чего его сменила модель ГАЗ-31029, также представлявшая собой паллиативную модернизацию ГАЗ-24-10 на базе ГАЗ-3102. Всего было собрано 417481 экземпляров различных модификаций автомобиля ГАЗ-24-10.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга». 1989 г.
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга». 1989 г.

Новая «Волга» от старого ГАЗ-24 отличалась не сильно. Сейчас ГАЗ-24 от ГАЗ-24-10 отличить могут только любители модели, хотя мелких отличий у этих двух моделей очень много. Например, старую «Волгу» можно сразу же индицировать по решётке радиатора, она металлическая и хромированная. У ГАЗ-24-10 решётка радиатора сделана из чёрной пластмассы. Вопреки распространенного мнения, сама решётка не является чертой ГАЗ-24-10. Её ещё с конца 1970-х ставили на экспортные автомобили в страны Бенилюкс, с дизельным двигателями Пежо. При этом версии со старой, хромированной, решёткой ГАЗ-24 сохранялись но ставились реже. Это в совокупности с радиальными шинами, и более широкой колеей внешне заметно изменили облик автомобиля, ближе к уже ушедшей из США моды. Процесс обновления был полностью завершён в 1987-м году когда сошёл универсал ГАЗ-24-12.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»

Новая «Волга» лишилась стояночных огней на дефлекторах вентиляции салона, в передних стёклах исчезли форточки, дверные ручки стали утопленными. С бамперов убрали клыки, хотя подштамповку под них оставили. «Аэродинамические» колпаки колёс ГАЗ-24-10 были двух видов: стандартные пластиковые или хромированные с чёрной эмалью.

Салон ГАЗ-24-10 тоже изменился, так как в его основу заложили дизайнерские решения ГАЗ-3102. Автомобиль получил регулируемые ортопедические сиденья с подголовниками, задний диван с пониженным профилем, более удобные атрибуты комфорта в виде электроподогрева заднего стекла вместо сложной системы отопления и вентиляции. Некоторые автомобили переходной серии первоначально имели более богатый интерьер от ГАЗ-3102, с велюровой обшивкой и «высокой» панелью от ГАЗ-3102. Позже это стало атрибутом улучшенной комплектации ГАЗ-24-10-051. Для большинства автомобилей были использованы обычные ткани с дерматиновой окантовкой. Таксомоторные ГАЗ-24-11 имели полностью дерматиновую обивку.

В изголовье стояли раздельная комбинация приборов и спидометра с конусообразными стёклами. Консоль у ГАЗ-3102 была выполнена из травмобезопасного пенополиуретана, натянутого на металлическую основу, которые поставляла Сызрань. Как и в случае с дисковыми тормозами, недокомплектация и выбраковка привела к тому, что для ГАЗ-24-10 ГАЗу пришлось срочно разрабатывать собственную консоль. В этот период широко внедрялось вулканизация пластика. Учитывая более «хозяйственный» статус ГАЗ-24-10, было принято решение о разработке собственной консоли.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга»

Автомобиль получил подвесную педаль акселератора, подрулевые рычаги управления указателями поворота и стеклоомывателем и многие другие элементы контроля. Главной особенностью ГАЗ-24-10 стал новый двигатель ЗМЗ-402, хотя по сути своей, это был всё тот же ГАЗ-24Д, пусть и серьёзно доработанный. Появился новый карбюратор, улучшили систему выпуска, и сделали ещё много мелких доработок.

Освоение автомобиля проводилась постепенно. Первыми стали модернизированный двигатель и ходовая часть. Такой автомобиль был представлен на выставке «Автопром-84» и пошёл в серию в 1985-м году. За ним последовал салон, который был освоен к концу 1985-го года. Оба автомобиля переходной серии 1985 года выпуска иногда неофициально обозначаются как ГАЗ-24М. Завершить проект должен был внешний вид с использованием панелей от ГАЗ-3102 в упрощённом исполнении, но этот проект был отклонён и автомобиль принял окончательный облик в апреле 1986-го года.

Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга». 1989 г.
Автомобиль ГАЗ-24-10 «Волга». 1989 г.

Поэтапная модернизация позволила избежать долгой бюрократической волокиты с сертификацией и приёмными комиссиями, этим обусловлено и именование автомобиля: с сохранением общего индекса ГАЗ-24, приставка «-10», выполнено по единой нормали обозначения технических изделий. Это было применено ко всем модификациям автомобиля: такси вместо ГАЗ-24-01 стал ГАЗ-24-11; универсал ГАЗ-24-02 — ГАЗ-24-12; карета скорой помощи соответственно ГАЗ-24-13; универсал-такси ГАЗ-24-14; такси работающее на сжиженном топливе ГАЗ-24-17, даже малая серия автомобилей, выпускавшихся для нужд Комитета Государственной Безопасности, с силовой передачей от автомобиля «Чайка», ГАЗ-24-24, стал ГАЗ-24-34.