Автомобили для людей с ограниченными возможностями в СССР

Впервые над проблемой спецтранспорта для инвалидов в СССР задумались сразу после Великой Отечественной войны. Ветеранов покалеченных самой страшной в истории человечества войной не только морально, но и физически было очень много. Зато средства передвижения для них отсутствовали как класс.

Первой ласточкой стала мотоколяска КМЗ К-1В, созданная на базе лёгкого мотоцикла «Киевлянин» — он же творчески переосмысленный немецкий Wanderer Sport. Простенькая трубчатая рама, двухместный диванчик, отсутствие даже формальной защиты от непогоды — трёхколёсная киевская мотоколяска представляла владельцу минимум удобств.

Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 100 см3 выдавал всего 2,3 л.с. Явный недостаток мощности водителям приходилось компенсировать вращением ручных педалей, которые также использовались для запуска мотора. Если добавить к этому ещё и минимальный пробег до капремонта — не больше 7000 километров — то уже не удивляешься прозвищу «Спасибо Гитлеру», которое приклеилось к киевской мотоколяске.

В 1951-м выпуск КМЗ К-1 свернули, а ещё через год появилась чуть более продвинутая «инвалидка». По-крайней мере, у трёхколёсной серпуховской СМЗ С-1Л имелось подобие кузова и даже крыша над головой — пусть даже брезентовая. «Эс-один-эл» полагались лобовое стекло с дворником, задние барабанные тормоза и двухместный салон. 123-кубовый моторчик от мотоцикла «Москва» выдавал уже 4 л.с., а более мощная версия С-3Л с двигателем от Иж-49 могла похвастать уже восемью «лошадьми»! За шесть лет на конвейере в Серпухове суммарно собрали чуть меньше 40 тысяч «циклопиков», на смену которому в 1958-м пришёл уже почти автомобиль.

Мотоколяска СМЗ С-3А
Мотоколяска СМЗ С-3А

Хорошо всем известная по кинофильму «Операция «Ы», мотоколяска СМ3 С3-А — это уже четыре колеса, две фары, кузов традиционных автомобильных пропорций и форм.

Мотоколяска СМЗ С-3А
Мотоколяска СМЗ С-3А

«Моргуновка» (так машину прозвали в честь Евгения Моргунова, ездившего на ней в гайдаевской комедии) разгонялась до 60 км/ч — уже кое-что.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3А
Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3А

Проблемой машины, как и предыдущих мотоколясок, оставался низкий ресурс двухтактного мотора.

В попытке исправить ситуацию в начале 60-х годов ХХ века специалисты института НАМИ разработали принципиально новую машину, известную под именем СМЗ-НАМИ-086 «Спутник». Вот это действительно был хоть маленький — в длину всего 3,1 м — но все-таки полноценный автомобиль.

Классический двухдверный седан с формулой сидений 2+2 (два взрослых, два детских) оснащался нормальным, то бишь четырёхтактным 500-кубовым мотором и 4-ступенчатой «механикой» с автоматическим приводом сцепления. Наконец, и выглядел «Спутник» от НАМИ вполне прилично. Создатели предполагали, что наряду с версией для инвалидов, можно будет наладить и выпуск обычной легковой версии машинки. Увы, дальше интересного проекта дело не двинулось.

Эволюция же советской инвалидки продолжалась. Причём, за основу сменщика «моргуновки» в Серпухове взяли другой проект НАМИ — микровездеход «Шустрик». Уж кому взбрело в голову, что этот весьма специфический дизайн сгодится для массовой инвалидки совершенно непонятно. И это не говоря уже о том, что серийный СМЗ С-3Д отличался от прототипа далеко не в лучшую сторону.

Плюсы последней советской инвалидки скрывались в более технологичном процессе производства. Кроме того, С-3Д, наконец, получил цельнометаллический кузов. Подумать только — на этот гигантский скачок у СМЗ ушло долгих двадцать лет. Выпуск модели стартовал в 1970-м, а к середине 80-х годов прошлого века концепция эрзац-автомобиля созданного для инвалидов окончательно себя изжила.

В то время как обычные автомобили с каждым годом становились всесторонне совершеннее, «инвалидки» созданные по остаточному принципу топтались на одном месте. Решением проблемы транспорта для людей с ограниченными физическими возможностями в конце-концов стала адаптация систем ручного управления на стандартные легковушки. В 1997-м из ворот Серпуховского завода выкатились последние экземпляры «инвалидки» С-3Д.