Мопеды в СССР

Сегодня вся молодежь гоняет на китайских скутерах, а во времена СССР в этой роли выступали мопеды, или «дырчики», как их принято называть.

В-901 считается первым мотовелосипедов (условно мопед), серийно производившимся в СССР. Его выпуск начался в 1958 году на Харьковском велосипедном заводе. Он оснащался двигателем Д-4, 26-дюймовыми колесами и высокой рамой. В-902 — первый мотовелосипед Львовского велозавода, производившийся с 1958 по 1962 год. Он был разработан совместно с конструкторами Харьковского велосипедного завода и конструктивно был сходен с мотовелосипедом В-901. Мотовелосипед В-902 оснащался тем же двигателем Д-4, не имел задней подвески, но легко определялся по низкой раме.

Советские мотовелосипеды со временем всё больше меняли свой облик и подвергались постоянной модернизации. Так модель «МП-043», сконструированная на Львовском велозаводе, своей конструкцией уже вполне походила на полноценный мопед. Он оснащался мотором «Ш-51К» с двухскоростной коробкой передач. Этот 50-кубовый мотор развивал мощность 2 л.с. и разгонял мопед до 50 километров в час.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР в 1958 году на Рижском велосипедном заводе «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда») организовано производство мотовелосипедов «Рига-18» с моторами «Д-4», поставлявшимися из Ленинграда. Модель в целом напоминала харьковский «В-901», но базировалась на технологиях, применявшихся на рижском заводе.

Параллельно из серпуховского ЦКТБ в Ригу передали чертежи недавно разработанного мопеда «МП-60». Рижане называли мопед «Спридитис», что в переводе с латышского означало «мальчик-с-пальчик». Его мотор рабочим объёмом 60 кубических сантиметров создали по лицензии компании Jawa. «МП-60» — первое в СССР транспортное средство, получившее официальное название «мопед», что расшифровывалось как «малолитражный мотоцикл с педалями». «МП-60» имел множество инноваций: штампованную сварную раму с интегрированным топливным баком, подвеску обоих колёс, полный комплект светотехники, электросигнал и спидометр. Двигатель с принудительным охлаждением, двухскоростная коробка передач и мощность в 1,8 л.с. делали этот мопед рекордсменом в классе. «Спридитис» так и не пошёл в серию из-за выявленных на испытаниях недостатков, но он стал важной ступенью к освоению производства мопедов. Мопед Spiriditis вскоре был заменён на «Ригу-1».

В конце того же 1961 года завод «Саркана Звайгзне» начинает серийное производство мопеда «Рига-1». Для опыта и приобщения к передовым конструкторским решениям была совершена поездка по обмену опытом в чехословацкий мотозавод «Ява», чья продукция уже успела полюбиться многих жителям СССР. Оттуда же был привезён двигатель, который и считается основой успеха «Риги» в СССР. Мопед «Рига-1» имел телескопическую переднюю вилку, маятниковую заднюю подвеску с двумя амортизаторами, развитые грязезащитные щитки и спидометр. Мопед «Рига-1» выпускался с 1961 года по 1965 год. Выпущено около 200 тысяч экземпляров. При массе в 45 килограммов и объёме бака в 6 литров мопед мог разгоняться до 45 км/час. Эта модель до сих пор считается одним из самых красивых советских мопедов. Опыт выпуска и успешной реализации этой модели наглядно доказал необходимость расширения производства мопедов в СССР.

Весной 1961 года началось производство разработанного СКБ завода мотовелосипеда «Гяуа», который быстро покорил сердца миллионов советских мальчишек. А по документации он шёл как модель «Рига-2». Мотовелосипед комплектовался мотором «Д-5». Эта машина имела незначительные отличия от «одноклассников» производства других заводов — своеобразную полудуплексную раму с плавным изгибом и маятниковую переднюю вилку. Фара питалась от генератора и позволяла ездить в тёмное время суток.

Следующая модель 60-х годов ХХ века — «Рига-3». В 1965 году произошла смена поколений и на место «Риги-1» заступила «Рига-3». Двигатель ему поменяли на отечественный «Ш-51», что резко сказалось на качестве самого мопеда, и на его популярности в народе. Но несмотря на это, мощность самого транспортного средства возросла. Теперь он мог разгоняться до 50-ти км/час.

Мопед «Рига-4»
Мопед «Рига-4»

С 1968 по 1974 год выпускалась «Рига-4» с двигателем «Ш-52» объёмом 49,9 см³ (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Эти параметры позволяли разогнать мопед «Рига-4» до скорости 50 км/ч.

Мопед «Рига-4»
Мопед «Рига-4»

Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колёс, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колёс были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому мопед «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски как предыдущие модели.

Мопед «Рига-4»
Мопед «Рига-4»

Вес мопеда «Рига-4» составляет 48 килограмм, а грузоподъёмность 100 килограмм, что вполне достаточно для перевозки двух людей. Топливом для заправки было такое же как и всей техники данного вида, это бензин в перемешку с маслом. Бензин марок А-72 или А-76.

Мопед «Рига-4»
Мопед «Рига-4»

Трансмиссия мопеда «Рига-4» устроена всего на две скорости и переключалась она в ручном режиме. Двигатель мопеда «Рига-4» запускался двумя способами, либо с «толкоча», либо с помощью педалей, также установленных на мопед. Педали играли и роль помощника мотору при подъёмах в крутые горки. Закончился выпуск модели «Рига-4» в 1974 году, его заменила другая модель.

В 1966 году началось производство лёгкого мопеда «Рига-5» с двигателем «Д-5». По своей сути новая модель являлась дальнейшим развитием «Гауи». «Пятерка» выпускалась до 1971 года. Мопед «Рига-5» был предельно прост в управлении, но динамическими качествами не мог похвастаться. Двигатель заводился от вращения педалей, а вместо передней телескопической вилки — сжимающиеся пружины.

Интересна модель «Рига-6», которую предполагалось унифицировать по основным узлам со львовским мопедом «Верховина». Обе модели комплектовались моторами «Ш-55». Однако, после испытания опытных образцов, «Ригу-6» забраковали, а вот «Верховину», пусть и в сильно изменённом виде, всё же пустили в серию. Осенью 1962 года в Общественном конструкторском бюро приступили к разработке гоночного мотоцикла «SZ-50». В 1964 году во время соревнований на Первенство в СССР была зафиксирована максимальная скорость этого мотоцикла — 150 км/ч, и это при том, что «SZ-50» создали на базе серийного двигателя «Риги-1».

Мопед «Рига-7». Основное новшество — двигатель новой модели. В целом, остальные изменения были либо косметического характера, либо же не вносили в конструкцию мопеда каких-либо серьёзных новшеств.

Оригинальная конструкция мопеда «Рига-11» отличалась необычным расположением топливного бака: он был не спереди на раме, а над задним колесом, там где обычно размещён багажник. А это существенно осложняло движение вверх, если дорога была достаточно крутая. Мопед «Рига-11» оказался очень тяжёлым, а рама недостаточно прочной. Так что даже двигатель Д-6 не справлялся.

Мопед «Рига-12»
Мопед «Рига-12»

Развитием мопеда «Рига-4» стал «Рига-12». Мопед «Рига-12» выпускался с 1974 года по 1979 год на Рижском мотозаводе «Саркана звайгзне».

Мопед «Рига-12»
Мопед «Рига-12»

У мопеда «Рига-12» было короткое седло и небольшой багажник. Зато имелся вмонтированный в раму воздушный фильтр. Двигатель — Ш-57 Шауляйского моторного завода пришёл на смену двигателю «Ш-52». Двигатель «Ш-57» отличался улучшенными характеристиками. Увеличилась площадь охлаждения цилиндра и головки. Воздушный фильтр стал бумажным и монтировался в раму. На двигателе «Ш-57» педальный узел совмещён с коробкой передач. Мощность двигателя осталась прежней — 2,2 л.с..

Мопед «Рига-12»
Мопед «Рига-12»

Выпускался мопед «Рига-12» с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально от «Риги-16» отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Мопед «Рига-13»
Мопед «Рига-13»

На смену лёгкому мопеду «Рига-11» пришёл наиболее удачный мопед того времени — «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч.

Мопед «Рига-13»
Мопед «Рига-13»

Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8Э, Д-8М. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. В отличие от предыдущих моделей обладал хорошими фарами, в управлении мопед «Рига-13» стал более комфортабельным.

Мопед «Рига-13»
Мопед «Рига-13»

Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).

Мопед «Рига-13»
Мопед «Рига-13»

«Рига-13» стал самым массовым мопедом Рижского мотозавода и производился до 1998 года. Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления.

Мопед «Рига-16» отличался самой удачной версией двигателя из всех выпущенных моделей. Теперь ход стал плавнее, управление отзывчивей, а сама езда — гораздо более комфортной. Также поменяли конструкцию руля и впервые установили на мопеде заднюю фару.

Мопед «Рига-17С» выпущен в 1983 году. Существенно возросла мощность двигателя — до 16.5 л.с. Такие показатели позволили достигать максимальной скорости в 100 км/час, что для мопедов было просто заоблачной цифрой. Но надо отметить, что данная модель предназначалась более для спорта и различных мотосоревнований, чем для гражданского использования.

Мокик «Рига-22»
Мокик «Рига-22»

В 1981 году Рижский мотозавод «Саркана звайгзне» приступил к выпуску мокика «Рига-22», который был модернизацией модели «Рига-16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество.

Мокик «Рига-22»
Мокик «Рига-22»

Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига-22».

Мокик «Рига-22»
Мокик «Рига-22»

Через некоторое время стали выпускать мокики с двигателем «V-50» мощностью 1,8 л.с. с новой коробкой передач и усиленным сцеплением. Мокик «Рига-22» мог разогнаться до 50 км/час и имел топливный бак ёмкостью в 8 литров. Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей — мотор V-501. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов.

«Рига-26» — самая компактная модель, которую можно было хранить на балконе и перевозить в багажнике автомобиля. Руль и сиденья — опускались, чтобы уменьшить габаритную высоту, а колёса были маленькими и пухлыми, как у мотороллеров. Правда весил он немало — около 50 килограммов. «Рига-26» или же «Pura mini» выпущен в 1982 году, был гибридом мопеда и мотороллера, совмещая в себе достоинства как первого, так и второго. Выделялся регулировкой под рост. После определённых манипуляций, становился удобным для езды 6-летного ребенка.

Мокик Delta RMR 24
Мокик Delta RMR 24

К середине 80-х годов ХХ века на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому Рижский мотозавод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка — мокик «Дельта» (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели. Первые выпуски мокика отличались слабой рамой, позже этот дефект был устранён.

Мокик Delta RMR 24
Мокик Delta RMR 24

«Дельта» получила двухскоростной двигатель V-50 Шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе V-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Мокики комплектовались моторами V-50, V-501 с 1986 года по 1989 год. Мокик «Дельта» имел двухместное сиденье и отличные гидравлические тормоза. «Дельта» отличалась дизайном и хромированными деталями. Ручка багажника была хромированной, «барашки» на крышках бардачков металлические хромированные, фара круглая чёрная с хромированным ободком, цвета мокика: красный, коричневый, голубой, зелёный.

Мокик Delta RMR 24
Мокик Delta RMR 24

С 1990 года по 1996 год багажник был покрашен в цвет мокика, «барашки» на крышках бардачков заменили на чёрные пластмассовые, фару установили пластмассовую большую квадратную, последние выпуски были с маленькой квадратной фарой. Небольшими партиями выпускались «Дельты» с литыми колёсами и трёхскоростными двигателями польского производства.

Мокик Delta RMR 24
Мокик Delta RMR 24

Мокики «Дельта» комплектовались моторами V-50M, V-501M. Цвета мокиков: красный, голубой, бежевый, белый. Также за дополнительную плату в пять рублей можно было докупить зеркала на выбор: правое или левое, багажную корзину. Мокик «Дельта» имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс». Мокики «Дельта» RMR-24 РМЗ-2.124, РМЗ-2.124-01 и их модификации выпускались с 1986 года по 1996 год.

Мопед МВ-042М «Львовянка»
Мопед МВ-042М «Львовянка»

Ранее Львовский мотозавод специализировался на выпуске прицепов, но в 1958 году было принято решение освоить новое направление — производство мопедов. Мопед МВ-042 «Львовянка» был разработан конструкторами Львовского завода мотовелосипедов в 1962 году на смену модели В-902. На «Львовянке» установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель Д-5 рабочим объёмом 45 см³ (диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня — 40 мм).

Мопеды на выставке «Машины нашего двора» в Павильоне № 2 ВДНХ
Мопеды на выставке «Машины нашего двора» в Павильоне № 2 ВДНХ

Степень сжатия — 6,0. Двигатель Д-5 развивает мощность 1,2 л.с. при 4750 об/мин. Он снабжён карбюратором К-34. Двигатель разгонял «Львовянку» до 40 км/ч.

Мопед МВ-042М «Львовянка»
Мопед МВ-042М «Львовянка»

Главное достоинство новой машины состоит в конструкции рамы — основного элемента, определяющего облик машины. Рама «Львовянки» — несущая, цельноштампованная, П-образного профиля. Такая конструкция упрощает технологию её изготовления.

Мопед МВ-042М «Львовянка»
Мопед МВ-042М «Львовянка»

В 1965 году начали выпускать модернизированную модель МВ-042М. Дальнейшим развитием модели МВ-042 стали мопеды МВ-044 и МП-043, которые конструктивно были очень схожи и различались установленным двигателем: МВ-044 оснащался двигателем Д-5 мощностью 1,2 л.с., а на МП-043 — Ш-51 мощностью 2 л.с.

На Львовском веломотозаводе была выпущена серия моделей мопедов «Верховина», которая оказала существенное влияние на отечественную мототехнику того времени. Стоит отметить, что именно «Верховина-3» стал первым в линейке мопедов с этим названием, до этого мопеды выпускаемые под этой маркой назывались просто «Лёгкий мопед …». Мопеды МП-048, известные как «Верховина-3» производили с 1970 по 1973 год. Двухтактный карбюраторный двигатель Ш-51 объёмом 49.8 кубических сантиметров и мощностью 2 л.с. позволял разгоняться машине до 50 км/ч. Расход топлива при этом равнялся двум литрам на 100 километров. Заправлялся мопед «Верховина-3» смесью бензина марки А-72 с маслом. Бак с горючим вмещал пять литров топлива. Масса мопеда МВ-048 «Верховина-3» составляет 51 килограмм, а грузоподъёмность 100 килограмм. Трансмиссия была предусмотрена двухскоростная, с ручным переключением передач. Мопед «Верховина-3» был также оборудован передней фарой и задним фонарём. Популярнейший в своё время мопед «Верховина-3» выпускался до 1973 года. В дальнейшем ему на смену пришли обновлённые модели от «Верховина-4» до «Верховина-7».

Мокик «Карпаты-2»
Мокик «Карпаты-2»

«Карпаты» (укр. Карпати) — мокик, выпускаемый на Львовском мотозаводе. За всю историю модели, начавшуюся в 1981 году и закончившуюся в 1997 году, было произведено четыре модификации «Карпат».

Мокик «Карпаты-2»
Мокик «Карпаты-2»

«Карпаты-1» — самая первая модификация, выпускавшаяся с весны 1981 года по 1986 год. В 1986 году «Карпаты-1» сменила модифицированная модель «Карпаты-2». Мокики «Карпаты-2» и «Дельта» (РМЗ 2.124) Рижского мотозавода были аналогичны по конструкции и имели некоторые отличия в дизайне.

Мокик «Карпаты-2»
Мокик «Карпаты-2»

«Карпаты-2» (ЛМЗ-2.161) — отличался от модели «Карпаты-1» формой бака (отсутствуют круглые резинки на баке, пластмассовыми крышками (до 1986 года маленькие крышки с цифрой «50») и задним фонарём.

Мокик «Карпаты-2»
Мокик «Карпаты-2»

На мокики устанавливались двигатели V-50 (позже V-50M) с ручным переключением передач или V-501 (позже V-501M) с ножным переключением передач. С 1987 года по 1997 год устанавливалась большая пластмассовая квадратная фара. Модельный ряд микиков «Карпаты-2» включал версии «Спорт» и «Люкс». «Карпаты-2 Спорт» имел высокое переднее крыло, руль с дополнительной перемычкой, выхлопная труба была задрана вверх и снабжена специальным защитным кожухом. «Карпаты-2 Люкс» — модель с усиленным багажником и указателями поворотов.