Автомобиль Mercedes-Benz 320

Автомобиль Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) 1940 года выпуска
Автомобиль Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) 1940 года выпуска

В автомобилях 1930‑х годов, особенно таких — не массовых, дорогих, есть особенная притягательная сила. А уж в этом — безусловно. Его зовут Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142). Кузов по фирменной классификации тех лет обозначается как Cabriolet A, то есть — с мягкой крышей и одним боковым окном. Модель 320 появилась в 1937 году, сменив в производстве Mercedes-Benz 290.

Автомобиль Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) 1940 года выпуска
Автомобиль Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) 1940 года выпуска

«Триста двадцатый» был далеко не самым дорогим в мерседесовской гамме второй половины 1930‑х. Но и не дешёвым, мягко говоря. Базовое шасси без кузова (тогда существовали и такие комплектации) стоило 6800 рейхсмарок, самый дешёвый седан (по немецкой терминологии — лимузин) — 8950 марок, а вот такой кабриолет — уже 13 500. А ведь добротный шестицилиндровый четырёх­дверный BMW 326 продавали за 5500 марок, а Opel Kadett, ­предок нашего Москвича-400, стоил и вовсе 2100.

Автомобиль Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) 1940 года выпуска
Автомобиль Mercedes-Benz 320 (заводское обозначение W 142) 1940 года выпуска

Конструктивно этот Mercedes-Benz — причудливое сочетание консерватизма с передовыми решениями тех лет. Машина собрана на прочной раме, каркас кузова — деревянный. Но подвеска полностью независимая, причём довольно хитрая. Сзади — пружинная, с так называемыми качающимися полуосями, картер главной передачи крепится к раме. Спереди — поперечная рессора, но внутренние концы верхнего рычага подвески опираются на дополнительные пружины. Сделали это для того, чтобы машина, как и положено Мерседесу, оставаясь максимально комфортной, лучше стояла в быстрых поворотах. Конечно, всё это — в представлении тех лет. Тем более что это не спортивный, а скорее туристический кабриолет (был тогда такой термин). Паспортная максималка 126 км/ч — показатель по тем временам солидный, но не выдающийся.

Тормоза — гидравлические. Есть система централизованной смазки узлов шасси и подвески. Смазку к ним подают нажатием на отдельную педаль в салоне, что упрощает и во многом «очищает» обслуживание, избавляя от необходимости регулярно лазить под машиной со шприцем, наполненным ­смазкой.

Коробка пере­дач — 4-­­сту­пенчатая. Но есть и повышающая передача, включаемая отдельным рычагом. Предназначали овердрайв, как писали тогда, «для автобанов». Но в принципе «повышайку» можно включать на любой передаче, хоть на первой. Так что, по сути, у этого Мерседеса восемь скоростей. Рядный шестицилиндровый двигатель при рабочем объёме 3,2 литра развивал 78 сил при 4000 об/мин. В 1938 году Mercedes-Benz 320 модернизировали, увеличив диаметр цилиндров с 82,5 до 85 мм и, соответственно, рабочий объём с 3,2 до 3,4 литра. Но мощность осталась прежней. Причина проста: объём увеличили, чтобы сохранить мощность, снизив степень сжатия в расчёте на низкосортный бензин. Топливо в Германии предназначали в первую очередь для техники вермахта, а высокосортное было особенным дефицитом. Страна готовилась к большой войне. Правда, вождям и солдатам Третьего рейха она представлялась совсем не такой, как получилась. Семейство Mercedes-Benz 320 (W 142) выпускали с 1937 года на шасси с колёсной базой 2880 или 3300 мм, с 78‑сильным шестицилиндровым мотором объёмом 3,2 литра (позднее — 3,4 литра). Модель занимала промежуточное положение между относительно недорогими автомобилями серий 170 и 230 и престижными, баснословно дорогими Мерседесами 540 и 770. В семейство W 142 входили закрытые и открытые машины нескольких версий. Армейские машины с упрощённым кузовом (так называемые Kübelwagen, или просто Kübel — «лоханка») на шасси модели 320 тоже делали, но в 1938-1940 годах. Всего изготовили 5097 гражданских Мерседесов 320 и 1764 армейских. В 1942‑м, в последний год выпуска, сделали 151 машину. Для двух ведущих немецких автогонщиков в 1930-е годы пилотов команды Mercedes-Benz — Рудольфа Караччиолы и Манфреда фон Браухича — два специальных «купе для путешествий» (Reise-Coupe) сделали в 1938 году именно на шасси Mercedes-Benz 320.
Автомобилей Mercedes-Benz 320 (W 142), как, впрочем, и других машин этой марки, после Великой Отечественной завезли в СССР довольно много. «Триста двадцатые» встречались на дорогах ещё в 1970-е годы, а некоторые и позже. Иным машинам повезло попасть в заботливые руки и пройти тщательную реставрацию. Но память о страшных годах, когда эти автомобили Mercedes-Benz были молодыми, конечно, осталась навсегда.