Гаубица Б-4

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

В 1940-е годы 203-мм гаубица Б-4 стала символом отечественной артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главнокомандования.

Входе Первой мировой войны тяжёлые крупнокалиберные орудия осадной артиллерии «вышли» в полевую войну. Усиление полевых защитных сооружений и необходимость борьбы с укрытыми целями в глубине боевых порядков противника определили развитие артиллерии большой мощности в межвоенный период.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Создание орудий большой мощности для артиллерии Резерва Главного Командования стало одной из первых задач КБ Артиллерийского Комитета, образованного в начале 1927 года. Разработка «203-мм гаубицы большой досягаемости» велась здесь под руководством Ф.Ф. Лендера, после его смерти — А.Г. Гаврилова. Разработку лафета вёл завод «Большевик». Впоследствии все работы перенесли на завод, где ими руководили А.Г. Гаврилов и Н.Н. Магдесиев. 203-мм гаубица получила заводской индекс Б-4. Первый опытный образец изготовили в начале 1931 года.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

В 1932 году для увеличения дальности стрельбы увеличили длину ствола — так появилась гаубица Б-4 БМ («большой мощности»), эта модификация и стала основной. Официально 203-мм гаубица обр. 1931 г. была принята на вооружение только в 1934 году. Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных, броневых, деревоземляных сооружений, борьбы с крупнокалиберной или укрытой в прочных сооружениях артиллерией противника, подавления дальних целей.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Производство Б-4 организовали на заводах «Большевик» в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде. Налаживание её серийного выпуска потребовало немало времени. В 1938 году к производству привлекли и Новокраматорский завод имени И.В. Сталина.

Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)
Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

Б-4 имела скреплённый ствол либо ствол-моноблок — и тот и другой со сменным лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Затвор — поршневой, с четырьмя нарезными секторами и обтюратором типа Банжа. Лафет включал люльку ствола с противооткатными приспособлениями, верхний станок с лебедкой вооружения, механизмы наведения и нижний станок.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический, длина отката — переменная от 880 до 1400 мм. Верхний станок надевался на штырь однобрусного нижнего станка, снабжённого откидным сошником, боевым ходом, двумя сидениями для размещения номеров расчёта по-походному. Гусеничный боевой ход увеличивал не только проходимость орудия, но и его устойчивость при стрельбе, не требуя оборудования специальных платформ.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Кроме поворотного и подъёмного механизмов секторного типа имелся механизм приведения ствола к углу заряжания. Заряжание производилось с помощью подъёмного крана с лебёдкой, снаряд и заряд подавались к казённику на особой тележке-кокоре и досылались вручную прибойником. Орудие должно было буксироваться с использованием передка тягачом «Ворошиловец» или «Коминтерн», но чаще использовались народнохозяйственные тракторы С-65 «Сталинец». Ствол на походе возился на отдельной ствольной повозке.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Гаубица вела огонь выстрелами раздельно-картузного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами. Бетонобойный 203-мм снаряд пробивал железобетонное перекрытие толщиной до 1-1,25 м.

Метательный пороховой заряд размещался в нескольких матерчатых картузах. Переменный заряд позволял получать 10 значений начальной скорости снаряда. Средством воспламенения служила ударная трубка, вставлявшаяся в затвор после запирания канала ствола.

Боевую службу 203-мм гаубицы обр. 1931 года начали в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов и сразу заслужили доверие войск.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 849 гаубиц Б-4. Ими вооружались гаубичные полки большой мощности РВГК. Полк состоял из трёх дивизионов по три двухорудийные батареи в каждом. Несмотря на тяжёлую обстановку отступления первого периода войны, многие орудия большой мощности удалось сохранить и оттянуть в тыл, хотя часть их и попала в руки противника. Сохранение орудий и кадрового состава артиллерии большой мощности сыграли важную роль с развитием наступательных операций Красной армии во втором и третьем периодах войны. «При организации прорывов в общем грохоте артиллерийской канонады зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир…» — вспоминал Маршал артиллерии Н.Д. Яковлев. Дивизионы 203-мм гаубиц сводились теперь в гаубичные бригады большой мощности РВГК. К концу войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
203-мм гаубица большой мощности Б-4 образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Огонь 203-мм гаубицы вели в основном по навесным траекториям — благо они допускали выбор наивыгоднейшей траектории. Но ещё в ходе советско-финской войны Б-4 порой вели огонь по ДОТам прямой наводкой. Этот опыт пригодился в завершающем периоде Великой Отечественной — например, при штурме Кенигсберга и Берлина. Иногда для обрушения дома, обороняемого противником, достаточно было ударной волны от выстрела гаубицы вдоль стены.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Модернизация 203-мм гаубицы началась сразу после войны с задачей, прежде всего, увеличить её подвижность.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В 1955 году принят боевой ход, разработанный в СКБ-221 завода «Баррикады» под руководством Г.И. Сергеева.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Он включал четыре колеса с резиновыми шинами и торсионной балансирной подвеской. Такая гаубица получила индекс Б-4М.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для буксировки гаубицы использовался тягач АТТ. Скорость буксировки по грунтовым дорогам возросла до 20 км/ч, по шоссе — до 30 км/ч.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года

Гаубица теперь возилась нераздельно — ствол на лафете просто оттягивался назад по-походному.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Нижний станок снабжён домкратом — с его помощью гаубица перед стрельбой опиралась на поддоны, и колёсный ход разгружался.

203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года
203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года

Механизм разворота в хоботовой части орудия позволял увеличить сектор обстрела до ±10°. Масса Б-4М в боевом положении составила 19 700 килограммов. В 1960-е годы в боекомплект ввели специальный (ядерный) снаряд ЗБВ2.