Боевое применение бронепоездов в годы Великой Отечественной войны

Бронепаровоз ОВ № 5067 бронепоезда «Красновосточник» (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил)
Бронепаровоз ОВ № 5067 бронепоезда «Красновосточник» (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил)

Наивысшим пиком карьеры бронепоездов была Гражданская война в России. Именно в этом конфликте они могли оказывать наибольшее влияние на ход боев.

Бронепоезд «Красновосточник» построен в 1917 году (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации)
Бронепоезд «Красновосточник» построен в 1917 году (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации)

Виной тому, конечно, был во многом партизанский и иррегулярный облик самой войны: когда армии сравнительно невелики, страдают текучкой кадров и плохим снабжением, появление даже одного бронированного гиганта может изменить всё.

Бронеплощадка противоздушной обороны бронепоезда «Красновосточник» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Бронеплощадка противоздушной обороны бронепоезда «Красновосточник» (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Грянувшая два десятилетия спустя Великая Отечественная война была уже совершенно другим делом.

Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник» построены в 1917 году (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник» построены в 1917 году (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

В многомесячных упорных сражениях сходились гигантские и хорошо организованные армии: миллионы людей, десятки тысяч машин, тысячи танков, самолётов и артиллерийских орудий. На этом фоне бронепоезда уже терялись. Но всё равно приносили пользу.

На Вооружённые силы СССР влиял опыт Гражданской. Все, конечно, понимали, что предстоящая война моторов будет сильно от неё отличаться. Никто не собирался на полном серьёзе громить противника конными армиями. Но вот бронепоезда были довольно технологичным по меркам того времени оружием, и отказываться от них не спешили.

Бронепаровоз «ОВ» № 5067 бронепоезда «Красновосточник» (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил)
Бронепаровоз «ОВ» № 5067 бронепоезда «Красновосточник» (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил)

Мало того, Советский Союз был, пожалуй, единственной страной межвоенного периода, где их в значительном количестве изначально проектировали как боевые машины, а не переделывали наскоро из уже имеющихся составов. Те же немцы спохватились только в 1942 году, когда стали ощутимо страдать от партизан, и почувствовали нужду в бронепоездах как в средстве охраны железных дорог.

Бронеплощадка противовоздушной обороны в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Бронеплощадка противовоздушной обороны в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

У советских войск качественные бронепоезда имелись с самого начала Великой Отечественной войны.

Бронеплощадка противовоздушной обороны (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Бронеплощадка противовоздушной обороны (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

И это было на руку именно в том тяжёлом положении. Бронированные железнодорожные гиганты всегда лучше в отходе, чем при наступлении.

Путеразрушитель «Крюк» (Германия) в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Путеразрушитель «Крюк» (Германия) в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Атакующий часто идёт по выжженной земле — отступающие разрушают за собой всё, что успевают, в том числе, зачастую, и железнодорожные пути. И использовать бронепоезд для развития успеха часто затруднительно. Совершенно другая ситуация на другой стороне — пути, ведущие в тыл, ещё целы.

Бронеплощадка противовоздушной обороны (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Бронеплощадка противовоздушной обороны (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Способная отступить по ним, защищённая бронёй артиллерия бронепоезда как нельзя прикрывает отход. Экипажи бронепоездов РККА ели свой хлеб межвоенного времени точно не зря.

Бронепаровоз «ОВ» № 5067 бронепоезда «Красновосточник» (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил)
Бронепаровоз «ОВ» № 5067 бронепоезда «Красновосточник» (открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых Сил)

Не каждое прикрытие отступления, впрочем, превращалось в артобстрел с последующим уходом в тыл. Временами случались и лихие рейды на бронепоездах. Как, например, на станции Жуляны под Киевом в августе 1941 года. Всё началось с её внезапного захвата немецкими парашютистами. Противник уже знал о том, что РККА активно использует бронепоезда. Поэтому, едва овладев транспортным узлом, немцы выслали группу, разобравшую небольшой железнодорожный мостик и несколько секций рельс неподалеку от станции. После этого парашютисты, ощутив себя в относительной безопасности, заняли оборонительные позиции и принялись ждать подкрепления. В Киеве тем временем рвали волосы — Жуляны не успели эвакуировать, и там, помимо прочего, осталось десять вагонов, забитых дефицитными запчастями для самолётов. Дарить их просто так немцам командование не собиралось, и советское командование задумало дерзкое дело.

Для дела приготовили небольшой бронепоезд «Литер А». Это была переделка рабочих Киевского паровозоремонтного завода, а не специально построенный, как бронепоезд, состав. Всего лишь частично бронированный локомотив и три бронеплощадки из укреплённых угольных полувагонов. Но против легковооружённых парашютистов это была вполне грозная сила. В бронепоезде находилось 120 ополченцев — по большей части, рабочих того самого завода, где перестраивали поезд. Задача была проста — ворваться на станцию, открыть огонь изо всего, что есть, быстро прицепить вагоны с дорогими запчастями, и увезти их в Киев. Для этого к Жулянам ночью выслали отряд: ремонтники и пехотное прикрытие. Удалось восстановить мост и разобранные немцами пролёты. Противник то ли не слышал шума молотков из-за фронтовой канонады, то ли не рискнул высовываться с оборонительных позиций. В любом случае, ремонтникам никто не мешал. А в 4 утра в дело вступил «Литер А» — поезд въехал на станцию на полном ходу. Тут же загрохотали четыре 76-мм пушки и четырнадцать пулемётов. Немецкие парашютисты к бою с бронепоездом оказались не готовы, и откатились за пределы станции. Этим тут же воспользовались ополченцы — искомые вагоны вскоре были прицеплены, и со всей разумной в таком деле поспешностью отбуксированы в тыл.

Немцев советские бронепоезда откровенно раздражали, и они старались их уничтожать при любом удобном случае. Когда-то это удавалось, и дело заканчивалось горелыми обломками, но иногда случалось иное. Так, 4 ноября 1941 года в двадцати километрах от Ростова-на-Дону немцы покусились на два советских бронепоезда, стоящих на станции Хапры. Средств усиления под рукой не имелось, а то, что можно было привлечь, решало другие задачи. И тогда немцы родили казавшуюся вполне рабочей комбинацию. Они взяли трофейный локомотив, прицепили к нему вагон со взрывчаткой, и, дождавшись ночи, коварно запустили его в сторону русских. Проблема была только в одном — советские железнодорожники оказались не менее коварны, и отогнали бронепоезда в тупики. «Сюрприз-машина» прошла мимо, прихватив с собой лёгкий броневик на железнодорожном ходу — экипаж, заслышав звуки мчащегося поезда, успел выскочить в последний момент. Проскочив станцию Хапры, немецкий посланник с грохотом рванул где-то за ней. Единственное, чего добился противник, так это повреждения отрезка путей. Правда, и он был восстановлен менее чем через десять часов.

Вокруг Ростова из вертикального рельефа разве что терриконы. А вот охотиться на бронепоезда в недалеком Крыму было ещё сложнее. Скалы, многочисленные тоннели, сложный рельеф, затрудняющий даже простое визуальное обнаружение. Именно эти факторы, приправленные находчивостью экипажа, помогли бронепоезду №5 «Железняков» Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Бронепоезд был построен на Севастопольском морском заводе. Бронепоезд защищал Севастополь, экипаж был флотский. Он умело злил немцев с ноября 1941 года по июнь 1942 года — учитывая тогдашнее положение на фронте, это очень долго. Типичной тактикой «Железнякова» была знаменитая «бей-беги». Но за кажущейся простотой скрывалось недюжинное мастерство. Требовался тщательный расчёт и безусловное знание местности и конфигурации проходящих путей. Не раз случались экстренные ситуации, когда намеченный путь для отхода разбивался артиллерией или авиацией, и новый план приходилось рождать на лету. На счету «Железнякова» более 140 боевых выездов. Немцы «поймали» его только 26 июня 1942 года — авиация обвалила выходы из тоннеля. Пару месяцев спустя завал был расчищен уже самими немцами, которые не преминули наложить на бронеплощадки свои руки. Увы, они служили им вплоть до эвакуации из Крыма в 1944 году. Паровоз бронепоезда «Железняков» установлен в Севастополе в 1967 году на площади Ревякина, вблизи железнодорожной станции и автовокзала в память о бронепоезде «Железняков» береговой обороны главной базы Черноморского флота. Памятник «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортёром ТМ-1-180, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник напоминает гостям и жителям Севастополя о легендарном бронепоезде, прозванный немцами за его неуловимость - «Зелёный призрак».

После перелома в Сталинграде и фиаско летнего немецкого наступления 1943 года война вступила в новую фазу. РККА больше не отступала в стратегических масштабах — ей оставалось или буксовать при попытках собственных наступлений, или победоносно идти вперёд. И тут ценность бронепоездов резко упала из-за разрушения противником путей они отставали от наступающих. Когда полотно оставалось нетронутым, их, конечно, использовали в качестве мобильной бронированной артиллерии при штурме тех или иных пунктов. Но летом 1944 года РККА провела операцию «Багратион», и фронты стремительно покатились на запад. Возможностей для использования бронепоездов становилось всё меньше. Пришлось переключиться на охрану транспортных узлов и железнодорожных путей. К началу 1945 года использование бронепоездов в боях практически сошло на нет. Всего Великую Отечественную войну прошло 244 советских бронепоезда, из которых было потеряно 90 штук. Это хороший показатель для техники, наиболее активное применение которой пришлось на самый тяжёлый период войны.