Боевая машина пехоты БМП-1

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Из всей советской послевоенной бронетехники, пожалуй, ни один образец не удостоился такого количества негативных отзывов, как БМП-1. Чего только про неё не говорили и не писали.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Вспоминают и странную гладкоствольную пушку, и недостаточное бронирование вместе со спорами, пробьёт ли крупнокалиберный пулемёт броню или нет, и незащищённость от РПГ, и прочая, и прочая.

Башня боевой машины пехоты БМП-1 (учебная) в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Башня боевой машины пехоты БМП-1 (учебная) в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

БМП-1 успела некоторое время послужить в Бундесвере под обозначением BMP-1A1-Ost, 600 машин досталось от упразднённой Национальной народной армии ГДР. Так вот, педантичные немцы даже отметили, что десантное отделение слишком низкое и подходит только для 25% солдат (в зимнем обмундировании — для 15%), а сиденья такие узкие, что подходят только для 35% солдат. В общем, не машина, а сплошные недостатки.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

При этом БМП-1 относилась к числу наиболее массовых типов бронетехники, их было выпущено около 20 тысяч, и в производстве БМП-1 находилась с 1966 по 1983 годы.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Может показаться удивительным, что боевая машина со сплошными недостатками производилась столь большой серией. Можно подумать, что это очередной пример отечественной глупости.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Впрочем, не спешите. Когда эту машину делали, командование Советской Армии поголовно состояло из людей с опытом Великой Отечественной войны, изрядно понюхавших пороха.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Вряд ли можно предположить, что за послевоенные годы все эти офицеры так отупели, что допустили до массового производства этот гусеничный недостаток. Они, безусловно, хорошо понимали характер войны, к которой готовились, и БМП-1 полностью отвечала их требованиям. Иначе бы они выбрали какую-то другую конструкцию.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Любая боевая техника делается под определённую тактику. Даже если командование по каким-либо причинам не пожелало обнародовать, чего именно оно требовало от конструкторов, всё равно сама по себе боевая машина несёт чёткий отпечаток их замыслов, и эти требования можно логически вывести из особенностей её конструкции. Так что БМП-1 была хорошей боевой машиной, просто она так и не приняла участие в той войне, для которой создавалась.

Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Критики БМП-1 почти всегда упускают из виду то, чем машина отличалась от всех остальных бронетранспортёров, а именно любопытным сочетанием качеств: противоатомной защиты и автоматической герметизации корпуса, противорадиационного подбоя и способности плавать. Это был первый в мире образец серийной бронетехники, в котором эти качества были вместе. БТР вероятного противника, такие, как американский М113 и немецкий HS.30, не имели противоатомной защиты и не могли плавать.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

БМП-1 стоит в ряду другой советской бронетехники, имевшей противоатомную защиту.

Средний танк Т-55А
Средний танк Т-55А

Кроме неё, были ещё танки, начиная с Т-55, и САУ, начиная с 2С3 «Акация». Противоатомная защита обеспечивала защиту от ударной волны ядерного взрыва на расстоянии примерно 800 метров от эпицентра тактического ядерного взрыва (до 20-30 кт) для танков, и на расстоянии примерно 1000-1200 метров для БМП и САУ. Бронетехника могла получить некоторые повреждения, но экипажи выживали и не утрачивали боеспособности. Броневая сталь защищала не только от ударной волны, но и от проникающей радиации. Радиоактивную пыль можно было смыть потом, уже после окончания боя.

Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Таким образом, советская танковая или мотострелковая дивизия времён «холодной войны» могла вести бой вблизи ядерного взрыва. Тактика наступления с ядерным огневым валом, то есть первый удар наносился тактическим ядерным боеприпасом (тактической ракетой или спецснарядом для САУ), а дальше бронетехника должна была быстро пройти район ядерного взрыва, добить противника, если таковой ещё был, и вырваться дальше в оперативную глубину.

Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

При таком способе ведения боевых действий становится вполне очевидно, что у БМП-1 на поле ядерного побоища просто не должно было быть противников, способных её обстрелять из крупнокалиберных пулемётов, РПГ или из стрелкового оружия вблизи. БМП-1 и не рассчитывалась на то, что её окружит пехота противника и начнёт поливать машину стрелковым огнём. В районе ядерного взрыва вражеская пехота будет уже лежать мёртвой, сильно обожжённой или сильно контуженной, в общем, неспособной к бою.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Тем более что к месту взрыва БМП шли за танками на некотором удалении (около километра или чуть более) и преодолевали оборону противника уже после того, как танки добьют большую часть выживших. Мин, разумеется, тоже не должно быть, поскольку они детонируют от мощной ударной волны ядерного взрыва.

Башня боевой машины пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Башня боевой машины пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Единственное, что представляло опасность, — это танки и БТР противника с недоподжаренными экипажами.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Вот для борьбы с ними БМП-1 и был оснащён пушкой 2А28 «Гром», по сути дела противотанковым гранатомётом, а также ПТУР 9М14М «Малютка». Причём приоритетной целью для БМП-1 был немецкий БТР HS.30, вооружённый 20-мм пушкой HS-820, состоящий на вооружении Бундесвера, который составлял около 60% сил НАТО в Западной Германии.

Башня боевой машины пехоты БМП-1 (учебная) в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Башня боевой машины пехоты БМП-1 (учебная) в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

В лобовой схватке немецкой и советской машины у немецкого БТР шансов не было: лобовое бронирование БМП-1 достаточно хорошо защищало от 20-мм снарядов, а вот HS.30 нечего было противопоставить 73-мм кумулятивной гранате. То же самое можно сказать и об М113. Броня БМП-1 держала пулю 12,7-мм пулемёта М2НВ, тогда как кумулятивная граната легко протыкала алюминиевую броню американского БТР.

Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Боевая машина пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Плавучесть нужна была БМП-1 для обходов. Например, есть задача взять крупный мост через реку, который защищает предмостное укрепление — Brückenkopf. Поскольку мост нужно взять целым, ядерный заряд не применяют. Танки и САУ идут в лобовую атаку, а мотострелки на БМП должны переплыть реку в нескольких километрах от моста, а потом атаковать мост и его защитников с тыла. Это наиболее эффективный способ захвата мостов, хорошо отработанный во время Великой Отечественной войны.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Так что БМП-1 прекрасно подходил для выполнения типовых задач в условиях ядерного побоища, когда основные силы и техника противника уничтожались и подавлялись ядерными ударами. Для этих задач машина была вооружена не то чтобы хорошо, а даже избыточно мощно, так сказать, с гарантией. Конструкторы также постарались улучшить машину за счёт небольшой высоты и малого силуэта (что имело значение и для защиты от ударной волны ядерного взрыва, и для снижения заметности для противника, и для затруднения поражения; правда, пришлось пожертвовать удобствами мотострелков в десантном отделении), за счёт размещенных под углами броневых плит. Позаботились также и о запасе хода, выработав остроумную идею превратить двери десантного отделения в дополнительные баки.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Во-первых. Сложно придумать что-то лучшее для ядерной войны, чем БМП-1. Но такой крупномасштабной войны с изобильным применением ядерного оружия не случилось. А в условиях других войн, в которых бронетехника попадала в самые разные ситуации, БМП-1 уже не годился, поскольку его достоинства обратились в недостатки, а противоатомная защита была не нужна.

Грузовой автомобиль Studebaker US6
Грузовой автомобиль Studebaker US6

Во-вторых. 1966 год — год принятия БМП-1 на вооружение. Ещё 20 лет назад мотострелки к полю боя доставлялись на Студебеккерах.

Бронетранспортёр БТР-152
Бронетранспортёр БТР-152

Ещё несколько лет назад в производстве были БТР-40 и БТР-152 с открытыми (в основном) корпусами и бронёй, защищавшей от винтовочных пуль.

Бронетранспортёр БТР-40 (1950 г.) в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Бронетранспортёр БТР-40 (1950 г.) в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

И вот появляется боевая машины пехоты. По совокупности боевых качеств превосходящая все имевшиеся в то время транспортёры пехоты.

Башня боевой машины пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Башня боевой машины пехоты БМП-1 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Орудие огневой поддержки теперь на уровне отделения, а не батальона, как раньше. А в батальоне теперь их не 4, а 40 штук. Огневая мощь дивизии возрастает многократно.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

БМП-1 выпускался в СССР, Польше, Чехии и Индии. Выпуск этих машин был прекращён в 1988 году.