Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев

Памятник-бюст авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов)
Памятник-бюст авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов)

Выдающийся советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев скончался в Москве 22 августа 1989 года в возрасте 83 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Сергеевич Яковлев — академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-авиационной службы, десятикратный кавалер ордена Ленина, других наград, включая французский офицерский крест ордена Почетного легиона. В столице в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст А.С. Яковлева. Имя Александра Сергеевича Яковлева носят: Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115) и Московский машиностроительный завод «Скорость». Его именем в 2006 году названа улица в Северном административном округе города Москвы. На доме, где он жил в Москве, открыта мемориальная доска.

Всего под руководством А.С. Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство.

В январе 1940 года поднялся в воздух его самолёт И-26 (Як-1), который стал лучшим советским истребителем первого периода Великой Отечественной войны. Самолёт получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда и лауреатов Сталинской премии. На основе Як-1 были созданы Як-7, Як-9, Як-3 и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего 36 737 самолётов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей и отмечались Сталинскими премиями в 1942, 1943 и 1946 годах. ОКБ А.С. Яковлева было награждено орденами Ленина и Красного Знамени и оказалось в числе тех коллективов, которые внесли наибольший вклад в Победу. В 1944 году на Як-3 с мотором ВК-108 была достигнута наибольшая для советских поршневых самолётов скорость — 745 км/ч.

«А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолёте»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича. Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза истребителях Як-3.

Александр Сергеевич был одним из первых создателей реактивной авиации. Сразу после войны — в 1946 года на вооружение был принят реактивный истребитель Як-15. За ним в ОКБ А.С. Яковлева спроектировали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый в СССР всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, и первый советский сверхзвуковой разведчик Як-27Р, за ним последовало семейство сверхзвуковых самолётов Як-28, включавшее и первый в СССР сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.

Расширялась и сфера деятельности ОКБ, так на вооружение Советской Армии поступили десантные аппараты — планер Як-14 и вертолёт Як-24, который в 1952-1956 годах удерживал звание самого грузоподъёмного в мире.

Отдельно нужно упомянуть и о самолётах вертикального взлёта и посадки (СВВП). В 1967 году во время парада в Домодедово был показан первый советский СВВП — Як-36. С 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» начали поступать боевые самолёты вертикального и короткого взлёта и посадки Як-38, которые стали и первыми в мире палубными самолётами данного типа.

Александра Сергеевича интересовали не только военные самолёты, его привлекала и гражданская авиация. 21 октября 1966 года впервые поднялся в воздух реактивный самолёт Як-40, рассчитанный на обслуживание коротких внутрисоюзных линий. В 1967 году этот самолёт был выставлен на авиасалоне в Ле Бурже и заслужил самые высокие оценки международных экспертов. Затем был создан пассажирский ближнемагистральный Як-42.

А.С. Яковлев и его конструкторское бюро дали жизнь целому поколению легкомоторных самолётов: многоцелевому Як-12, учебно-тренировочным Як-11 и Як-18, первым в Советском Союзе учебно-спортивным самолётам Як-30 и Як-32. С 1960 года выступая на самолётах Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50, советские лётчики много раз становились на пьедестал почёта на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу.

Александр Яковлев — автор книг «Цель жизни», «Рассказы авиаконструктора», «Советские самолёты» и других. Они выпущены в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более трёх миллионов экземпляров.