Бронетранспортёр БТР-60 отмечает юбилей

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

Бронетранспортёр БТР-60 отмечает юбилей. Эти боевые машины продолжают находиться на вооружении почти пяти десятков стран мира. Их эксплуатируют военные во многих европейских армиях, в больших количествах они представлены в вооружённых силах стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Речь идёт о бронетранспортёрах БТР-60. 13 ноября 1959 года была принята на вооружение первая машина этого многочисленного семейства. Её разработали в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил Владимир Алексеевич Дедков, известный также как создатель широко известных БТР-40, БРДМ-1 и БРДМ-2.

«Шестидесятые» должны были вначале дополнить, а потом полностью заменить бронетранспортёры первого послевоенного поколения, которые уже не в полной мере устраивали военных. В отличие от них новинка от ГАЗа имела четырёхосное шасси, что позволяло легко преодолевать траншеи на поле боя и следовать за наступающими танками.

К тому же БТР-60П благодаря мощному водомёту стал неплохим пловцом, что оценили не только в сухопутных войсках, но и в морской пехоте, где он прописался на долгие годы.

Весившая 9 900 кг машина, кроме экипажа из 2 человек, перевозила ещё 14 бойцов. Особенностью конструкции было применение двух двигателей ГАЗ-49, мощность по 90 л.с. каждый. Максимальная скорость по шоссе достигала 80 км/ч, на плаву — и до 10 км/ч. Запас хода — 500 км. Максимальная толщина брони в лобовой части корпуса составляла 10 мм. В качестве вооружения использовался 7,62-мм пулемёт СГМБ с боекомплектом в 1250 патронов.

Машины постоянно совершенствовались, и в 1963 году в войска начали поступать БТР-60ПА с закрытым сверху и полностью герметичным корпусом.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

Ещё через три года мотострелки стали осваивать БТР-60ПБ, на который установили башню с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

Первым вооружённым конфликтом, где принимали участие «шестидесятые», стали события на острове Даманский в марте 1969 года.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

Также они воевали на Ближнем Востоке, в том числе в октябрьской войне 1973 года, и использовались сирийским миротворческим контингентом в ходе событий в Ливане.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

Во время продолжительного и кровопролитного конфликта между Ираном и Ираком БТР-60 оказались по обе стороны линии фронта.

Эти бронемашины задействовались в Анголе, Мозамбике и Эфиопии. Их можно было увидеть в 80-е годы в Афганистане.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

В 1983 году огневую мощь БТР-60ПБ впервые испытали американцы, которые решили вторгнуться в небольшое карибское островное государство Гренада.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

На вооружении её армии находилось восемь таких бронетранспортёров. Во время одной из контратак три таких бэтээра и несколько десятков местных бойцов сумели сдержать натиск рейнджеров, которые, как ни старались, так и не смогли подбить ни один БТР.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронетранспортёр БТР-60ПБ

Выручили лишь вызванные авианаводчиком вертолёты огневой поддержки. После захвата острова уцелевшие машины в качестве трофеев были отправлены в США.

В целях повышения общих боевых и эксплуатационных параметров БТР-60 в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода на базе БТР-60ПБ был разработан новый бронетранспортёр. Работы велись под руководством главного конструктора И.С. Мухина. 21 августа 1971 года приказом Министерства обороны СССР № 0141 машина была принята на вооружение под обозначением БТР-70.

К началу 1980-х годов БТР-70 стал основным бронетранспортёром СССР. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.

Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений.

Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса.

Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонны, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился.

Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации
Бронетранспортёр БТР-80 в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации

После успешных государственных испытаний ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.

Машина радиационной, химической и биологической разведки РХМ-6
Машина радиационной, химической и биологической разведки РХМ-6

РХМ-6 — российская разведывательная химическая машина. Создана на базе бронетранспортёра БТР-80. Разработана и выпускается ОАО «Завод Тула».

Бронетранспортёр БТР-82А
Бронетранспортёр БТР-82А

БТР-82 — российский бронетранспортёр, представляющий собой глубокую модернизацию БТР-80.

Бронетранспортёр БТР-82А
Бронетранспортёр БТР-82А

Опытные образцы БТР-82 и БТР-82А были собраны в декабре 2009 года на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ).

Бронетранспортёр БТР-82А
Бронетранспортёр БТР-82А

Испытания машин прошли зимой 2010 года, после чего они были приняты на вооружение.

Бронетранспортёр БТР-82А
Бронетранспортёр БТР-82А

В 2011 году на БТР-82А были перевооружены некоторые части Южного военного округа.

Бронетранспортёр БТР-82А
Бронетранспортёр БТР-82А

Вооружённые силы Казахстана приняли на вооружение БТР-82А раньше, чем Вооружённые силы Российской Федерации, по контракту заключённому в 2010 году, согласно которому поставки начались в 2012 году.

Бронетранспортёр БТР-82А
Бронетранспортёр БТР-82А

После завершения испытаний в 2013 году приказом Министра обороны С.К. Шойгу БТР-82 был принят на вооружение Российской армии.

Бронетранспортёр БТР-82АМ
Бронетранспортёр БТР-82АМ

Бронетранспортёр БТР-82АМ — БТР-80 модернизированный до уровня БТР-82А.

Бронетранспортёр БТР-82АМ
Бронетранспортёр БТР-82АМ

Модернизация бронетранспортёра производится в ходе капитального ремонта на ремонтных предприятиях.

В настоящее время представители семейства БТР-60 не только служат силовикам различных государств, но и продолжают видоизменяться и совершенствоваться. Одним из самых оригинальных вариантов модернизации можно назвать предложение ОАО «Муромтепловоз». На этом варианте заменили бензиновые двигатели на один дизельный и перенесли его в переднюю часть корпуса. В корме появились удобные для входа и выхода люки. В башенной установке смонтировали 30-мм автоматическую пушку.

Существуют и другие интересные конструкторские предложения, позволяющие продлить активную жизнь шестидесятилетнего бронированного ветерана.