110 лет назад родился конструктор вертолётов Михаил Леонтьевич Миль

Мемориальная доска на фасаде доме, где с 1964 года по 1970 год жил Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор вертолётов Михаил Леонтьевич Миль (Староконюшенный переулок, дом 19)
Мемориальная доска на фасаде доме, где с 1964 года по 1970 год жил Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор вертолётов Михаил Леонтьевич Миль (Староконюшенный переулок, дом 19)

22 (9) ноября 1909 года родился выдающийся советский конструктор вертолётов, создатель легендарной серии «Ми» — Михаил Леонтьевич Миль.

Ми-8МТ (бортовой номер RA - 70934) МВЗ им. М.Л. Миля
Ми-8МТ (бортовой номер RA — 70934) МВЗ им. М.Л. Миля

В Советском Союзе поистине неоценимый вклад в вертолётостроение внёс Михаил Леонтьевич Миль, родившийся в год, когда Игорь Сикорский создал свой первый геликоптер.

Летающая лаборатория Ми-8 АМТ ЛЛ
Летающая лаборатория Ми-8 АМТ ЛЛ

Сын железнодорожника и стоматолога, М.Л. Миль сумел выбиться в люди из Иркутска — настолько сильной оказалась его тяга к авиации.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Его карьера как разработчика началась в Донском политехническом институте в Новочеркасске, где он на рубеже 1920 — 1930-х годов получил возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в стране.

Многоцелевой вертолёт Ми-2
Многоцелевой вертолёт Ми-2

По окончании вуза Михаила Миля отправили на Таганрогский авиационный завод.

Транспортно-десантный вертолёт Ми-8Т на ВДНХ
Транспортно-десантный вертолёт Ми-8Т на ВДНХ

Однако, заручившись поддержкой авиаконструктора Николая Ильича Камова, начинающий специалист перевёлся к нему под крыло в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Николай Ильич Камов заведовал отделением автожиров — винтокрылых летательных аппаратов, использующих для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Михаил Миль стал ему помогать, участвуя в разработке моделей А-7, А-12 и А-15. В этот период в журнале «Техника воздушного флота» за 1934 год вышла первая научная публикация М.Л. Миля «О разбеге автожира». Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка. Во второй половине 1930-х М.Л. Миль трудился инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам. А в 1939 году было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, где энтузиаст винтокрылых машин стал заместителем директора Н.И. Камова.

«В своей лаборатории М.Л. Миль организовал глубокие экспериментальные работы по аэродинамике несущего винта, создал сложнейшие установки, в том числе и натурную установку для исследования вертолётных винтов, — рассказывал в своей книге «Покорители неба» один из организаторов Ленинградской военно-воздушной академии Александр Пономарев. — Нам подсказали, что хотя М.Л. Миль успешно ведёт научно-исследовательскую работу, но мечта его — стать конструктором, что у него уже имеется почти готовый проект оригинального вертолёта. Михаил Леонтьевич Миль был убеждённым поборником винтокрылых машин. «Давняя мечта человека, выраженная в сказке о ковре-самолёте, наиболее полно воплощается в вертолёте», — говорил он. О преимуществах вертолётов Михаил Леонтьевич заявлял, когда эти машины только ещё зарождались. Уже тогда он приводил запомнившиеся всем нам доводы. Из леса, с вершины горы, с улицы населённого пункта, с крыши высокого здания или с крутого утёса — с любого места способен подняться вертолёт и на любое место приземлиться. Это аппарат, который наиболее экономичен в перевозке грузов, поскольку взлетает и садится вертикально, может работать на режиме висения. Это качество вертолёта ставит его вне конкуренции среди аппаратов вертикального взлёта и посадки. И М.Л. Миль подтверждал свои доводы превосходными машинами».

После начала Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич Миль был отправлен на фронт в составе эскадрильи из 14 автожиров. Однако широкого распространения они не получили.

О создании первого вертолёта учёный задумывался ещё во время Великой Отечественной войны и даже написал письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину.

В 1945 году М.Л. Миль защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». Вскоре конструктор начал разработку опытного вертолёта ЭГ-1. Для начала была спроектирована натурная геликоптерная установка — по существу это был будущий вертолёт без хвостовой балки.

В послевоенные годы в вертолётостроении СССР безнадёжно отставал от США, где эти машины уже вовсю строились серийно, а на службу были приняты аппараты Игоря Сикорского с неплохими лётными данными. Успехи Игоря Ивановича Сикорского привлекали инвесторов, вертолётные компании росли, как грибы.

Руководство страны решило собрать силы для создания первого трёхместного вертолёта связи и привлечь к этому трёх конструкторов — Миля, Александра Яковлева и Ивана Братухина. В августе 1947 года И.В. Сталин написал министру обороны Георгию Константиновичу Жукову: «Почему в США много фирм занимаются геликоптерами и они применяются уже в армии, а у нас копается только Братухин и ничего конкретного нет?»

В том же году М.Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. А уже четыре года спустя под его непосредственным руководством был создан первый советский серийный трёхместный вертолёт Ми-1.

Первый серийный советский вертолёт рождался в муках. В ходе испытаний было две катастрофы. В первом случае лётчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом, а вот вторая унесла жизнь Матвея Байкалова. После тщательного расследования выяснилось, что причиной катастрофы стала некачественная сварка ротора, а не конструкторский просчёт. После запуска в производство на Ми-1 было поставлено 23 мировых рекорда, 11 из них установили пилоты-женщины.

Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-2 с двигателями АИ-450М-Б
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-2 с двигателями АИ-450М-Б

Эта машина, наряду с Ми-2, на долгие годы стала «летающей партой» для советских лётчиков.

Вертолёт Ми-2 (бортовой номер RA - 15742)
Вертолёт Ми-2 (бортовой номер RA — 15742)

С 1964 года М.Л. Миль — генеральный конструктор опытного КБ. Как замечал инженер Пономарев, вертолёт М.Л. Миля отличался от машин Н.И. Камова тем, что у него был один большой несущий винт, а на длинной балке, заменяющей фюзеляж, устанавливался маленький рулевой винт.

Вертолёт Ми-2 с двигателями АИ-450М-Б
Вертолёт Ми-2 с двигателями АИ-450М-Б

Такая схема надолго стала традиционной для этого конструкторского бюро.

Вся серия, в будущем пополнившаяся множеством первоклассных машин, получила своё наименование в честь М.Л. Миля. Так, поступивший на вооружение многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или принять на борт восемь носилок, одно орудие или автомобиль. Кроме того, вертолёт Ми-4 широко использовался для гражданских перевозок и в народном хозяйстве.

Идя по пути увеличения взлётной массы, Михаил Леонтьевич Миль создал вертолёт Ми-6 весом до 42,5 тонны, который мог бы перевозить до 12 тонн груза. Первоначально эта машина создавалась для перевозки мобильных ракетных комплексов «Луна». В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевшей скорость 300 километров в час, считавшуюся в то время предельной для вертолётов. Всего Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Эксплуатировался вплоть до 2004 года.

Летающая лаборатория Ми-8Т модель-демонстратор системы выливной авиационной универсальной (СВАУ) ЛИИ «Компакт»
Летающая лаборатория Ми-8Т модель-демонстратор системы выливной авиационной универсальной (СВАУ) ЛИИ «Компакт»

Пришедший ему на смену Ми-8 является одним из самых массовых вертолётов в истории авиации.

Многоцелевой вертолёт Ми-8
Многоцелевой вертолёт Ми-8

Ми-8 способен перевозить до 36 десантников или четыре тонны груза на расстояние более 1000 километров.

Летающая лаборатория Ми-8Т модель-демонстратор системы выливной авиационной универсальной СВАУ ЛИИ МД
Летающая лаборатория Ми-8Т модель-демонстратор системы выливной авиационной универсальной СВАУ ЛИИ МД

Вертолёт Ми-8 разрабатывался под руководством Михаила Леонтьевича Миля в 1960-е годы.

Транспортно-штурмовой вертолёт Ми-8АМТШ «Терминатор»
Транспортно-штурмовой вертолёт Ми-8АМТШ «Терминатор»

Всего с начала эксплуатации построено более 12 тысяч этих вертолётов в десятках модификаций, при этом производство продолжается.

Военно-транспортный вертолёт Ми-8АМТШ-ВА
Военно-транспортный вертолёт Ми-8АМТШ-ВА

В частности, на базе Ми-8 созданы транспортные, арктические, пассажирские, ударные, санитарные и многие другие вертолёты.

Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш

Вертолёты Ми-8, как правило, имеют двойное назначение, о чём указывается в сертификате типа. Вертолёт Ми-8 применялся в десятках вооружённых конфликтов.

Средний вертолёт в конфигурации VIP Ми-8АМТ
Средний вертолёт в конфигурации VIP Ми-8АМТ

В 1991 году начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е).

Многоцелевой вертолёт Ми-171А2
Многоцелевой вертолёт Ми-171А2

Одна из самых современных модификаций вертолёта Ми-8 — средний многоцелевой вертолёт Ми-171А2.

Средний многоцелевой вертолёт Ми-171А2
Средний многоцелевой вертолёт Ми-171А2

Данный вертолёт устанавливает новые стандарты для вертолётов среднего класса.

Военный транспортно-штурмовой вертолёт Ми-171Ш
Военный транспортно-штурмовой вертолёт Ми-171Ш

В конце 1990-х начато производство военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (экспортный вариант называется Ми-171Ш).

Модель военно-транспортного вертолёта Ми-17В-5
Модель военно-транспортного вертолёта Ми-17В-5

Военно-транспортные вертолёты Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение — Ми-17В-5) предназначены для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Могут оснащаться комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптироваться под применение техники ночного видения. Эти вертолёты созданы с учётом всестороннего анализа опыта применения российской вертолётной техники в боевых действиях в различных «горячих точках».

А военный транспортный вертолёт Ми-10 проектировался как машина, способная перевозить крылатые и баллистические ракеты. Так называемый «Летающий кран» Ми-10 поднялся в воздух 15 июня 1960 года. Широко использовался как в военных, так и в гражданских целях (модификация Ми-10К). Был способен, в частности, участвовать в монтажных работах или, к примеру, перебрасывать целую бытовку для геологов на место работ. Ми-10 эксплуатировался до 2009 года.

Ещё одно детище М.Л. Миля и его соратников — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт из когда-либо построенных Ми-12 (В-12), отличительной особенностью которого являлось боковое расположение винтов. Ми-12 до сих пор является самым большим вертолётом в мире. Шестого августа 1969 года он поднял груз 44 205 килограммов на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Ми-12 создавался для переброски неразборных баллистических ракет. Максимальная взлётная масса составляет фантастические 105 тонн. Всего было построено два таких вертолёта, однако в серийное производство машина запущена не была.

Многоцелевой транспортный вертолёт Ми-26
Многоцелевой транспортный вертолёт Ми-26

Причиной стало то, что у военных появились более лёгкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, потребности же народного хозяйства полностью закрывали Ми-6 и Ми-10, а позже и самый тяжёлый серийный вертолёт в мире Ми-26. «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!», — это слова Сергея Сикорского, сына и продолжателя дела знаменитого конструктора.

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П

Ми-24 получил широкую известность в ходе военных кампаний в Афганистане и Чечне.

Вертолёт Ми-24 пилотажной группы «Беркуты»
Вертолёт Ми-24 пилотажной группы «Беркуты»

Произведённая в количестве более 3,5 тыс. экземпляров, эта машина состояла на вооружении многих стран. Знаменитый «Крокодил» считается самым «воюющим» вертолётом в мире. Разработка ударного вертолёта Ми-24 во многом началась благодаря усилиям Михаила Миля. Именно он, изучая военную историю, понял, что ещё с древних времен существовала тенденция повышения мобильности и боевой оснащённости Сухопутных войск. И что в конце XX века логичным её продолжением будет создание ударного вертолёта.

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П

И хотя по состоянию здоровья М.Л. Миль уже не мог принимать активное участие в разработке, первый полёт машина совершила ещё при жизни конструктора, 19 сентября 1969 года.

Транспортно-боевой вертолёт Ми-35М
Транспортно-боевой вертолёт Ми-35М

Позже на его базе была создана модификация Ми-35, которая сегодня является одним из самых продаваемых российских вертолётов.

Вертолёт Ми-24 пилотажной группы «Беркуты»
Вертолёт Ми-24 пилотажной группы «Беркуты»

Михаил Леонтьевич Миль не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолёта Ми-24. 31 января 1970 года конструктор умер от инсульта на 61-м году. Не увидел он и тот фурор, который произвёл Ми-12 на авиасалоне в Ле Бурже в 1971-м. Американские специалисты были поражены превосходством советского вертолёта-гиганта, наградив ОКБ Миля Призом Игоря Сикорского, который вручается за выдающиеся достижения в вертолётостроении.

Учебно-боевой вертолёт Ми-28УБ
Учебно-боевой вертолёт Ми-28УБ

ОКБ им. М.Л. Миля продолжает работу. За прошедшие тридцатый лет небо поднялись ударный вертолёт Ми-28, лёгкий Ми-34, тяжёлый Ми-26, средний Ми-38.

Военно-транспортный вертолёт Ми-38Т
Военно-транспортный вертолёт Ми-38Т

Эти машины вместе с теми, которые были созданы легендарным конструктором, продолжают летать по всему миру, в десятках государств, а фамилия Миль стала ассоциироваться с понятием «русский вертолёт».