Музей-панорама «Бородинская битва»

9 декабря 2019 года после капремонта, который длился два года, открылся музей-панорама «Бородинская битва». Посетителям показали обновлённую экспозицию и рассказали о новых выставках.

Зданию музея давно нужен был ремонт: последний раз его приводили в порядок в 1962 году. За это время не только краска на стенах потускнела, но и обветшали инженерные системы. Во время ремонта все коммуникации заменили и переосмыслили внутреннее пространство музея-панорамы. Теперь здесь есть, например, уютная гостиная, где проходит выставка «Солдаты Империи». Посетителей встречают полководцы Голенищев-Кутузов и Барклай де Толли, генерал Багратион и другие известные и безымянные участники Отечественной войны 1812 года. Всего в гостиной представлено одиннадцать скульптур.

Также в музее впервые появилось выставочное пространство для региональных проектов. Сейчас в Москве представлены уникальные экспонаты, связанные с событиями войны 1812 года, которые хранятся в Калужском областном музее-заповеднике. Среди них, например, хоругвь Калужского ополчения. А в сентябре следующего года из артиллерийского музея Санкт-Петербурга привезут в столицу необычную выставку о военных музыкантах.

Музей-панорама «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1)
Музей-панорама «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1)

— В нашей экспозиции постоянно будут появляться новые экспонаты, — пообещал директор музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов. — Впереди у нас выставки и других панорам, в том числе панорам мира.

А пока посетители могут увидеть реликвии и раритеты, которые появились в музее, пока он был закрыт на ремонт. Например, мраморный бюст генерала-майора Павла Лопухина. Редкая вещь сделана, скорее всего, во Франции. В постоянной экспозиции панорамы выставлены военная форма, холодное и огнестрельное оружие, редкие книги и шедевры батальной живописи, среди которых «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» Николая Самокиша и, конечно же, 115-метровое полотно «Бородино» Франца Рубо.

— Каждый раз поднимаясь на панораму, я нахожу на ней что-то новое, — признался Владимир Александрович Преснов. — До сих пор при всех технологических возможностях такие рукотворные вещи очень интересны, поскольку они позволяют увидеть то, что никто не видел вживую.

К слову, у полотна непростая судьба. Панорама Бородинского сражения, написанная в 1911-1912 годах, за время своего существования уже пережила две серьёзные реставрации. В начале 1940-х годов специалисты устраняли последствия неправильного хранения огромной картины. А в конце 1960-х годов полотно спасали от последствий пожара, который разразился в музее. В наши дни панораму ждёт третья реставрация. На этот раз она будет открытой: посетители смогут увидеть, как восстанавливают полотно.

— Обследование, которое прошло ещё в 2014 году, показало, что картина Рубо находится в аварийном состоянии, — рассказал В.А. Преснов. — Мировой опыт показывает, что реставрация панорамы может длиться более 10 лет. Тогда мы подумали: а почему бы не сделать её открытой? Ничего страшного не произойдёт, если какие-то работы станут достоянием общественности — наоборот, они могут вызвать к панораме дополнительный интерес.

Музей-панорама «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1)
Музей-панорама «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1)

По планам, реставрация панорамы Бородинского сражения завершится к концу 2022 года.

— Меняются музейные технологии, меняются требования к музейным пространствам. В этом плане в музее-панораме была проделана огромная работа. Кроме того, преобразился фасад здания. Мы ему вернули облик 1962 года: сняли решетки, которые в лихие годы поставили, чтобы защитить машины элитного класса. Сейчас страшно об этом вспоминать, но когда-то здесь был автомобильный салон. А ведь музей-панорама «Бородинская битва» — один из самых любимых и посещаемых музеев, посвящённых славе русского оружия. Мы ожидаем, что в год сюда будут приходить около 200 тысяч гостей. И, конечно, в первую очередь это будут школьники, — рассказал министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента культуры Александр Владимирович Кибовский.