Камский автозавод празднует 50-летие со дня своего основания

13 декабря 2019 года Камский автозавод празднует 50-летие со дня своего основания.

Пожарная автоцистерна АЦ-8.0-40 на базе КамАЗ-43118
Пожарная автоцистерна АЦ-8.0-40 на базе КамАЗ-43118

«КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»).

Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа
Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа

В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находятся в самом центре бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем — с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволило завершить строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.

Грузовой автомобиль КАМАЗ-5350-379 с КДЗ и ММ-501
Грузовой автомобиль КАМАЗ-5350-379 с КДЗ и ММ-501

13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны.

Автомобили КАМАЗ на АЗС Роснефть (п. Благовещенка, Алтайский край)
Автомобили КАМАЗ на АЗС Роснефть (п. Благовещенка, Алтайский край)

Заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование выполняли все министерства и ведомства, всего свыше 2000 предприятий. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».

Аэродромная комбинированная уборочная машина АКУМ-9 РЗ. Шасси КАМАЗ-6522 6х6 (полноприводное)
Аэродромная комбинированная уборочная машина АКУМ-9 РЗ. Шасси КАМАЗ-6522 6х6 (полноприводное)

Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 57 квадратных километров.

Вакуумная подметально-уборочная машина KBR-K7K на шасси КАМАЗ 53605
Вакуумная подметально-уборочная машина KBR-K7K на шасси КАМАЗ 53605

Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей «КАМАЗ» обеспечил комфортабельное жильё, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря «КАМАЗу» в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны. Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек. Если до начала строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона.

Универсальная станция специальной обработки УССО на шасси КАМАЗ-63501
Универсальная станция специальной обработки УССО на шасси КАМАЗ-63501

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2,25 млн. автомобилей и около 2,85 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ — это КАМАЗ. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Санитарный автомобиль на грузовом шасси КАМАЗ
Санитарный автомобиль на грузовом шасси КАМАЗ

В октябре 1977 года «КАМАЗ» досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей.

Универсальная станция специальной обработки УССО на шасси КАМАЗ-63501
Универсальная тепловая машина УТМ-80М на шасси КАМАЗ-63501

К концу декабря 1977 года их было уже 22 тысячи. В августе 1978 года изготовлен 50-тысячный грузовик.

Автомобиль КАМАЗ
Автомобиль КАМАЗ

В июне 1979 года с главного конвейера сошёл грузовик под номером 100000. В апреле 1980 года выпущен 150-тысячный большегруз.

В 1987 году было создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год. В 2005 году ЗМА вошёл в состав группы «Северсталь-Авто».

Гоночный грузовик «КАМАЗ-мастер»
Гоночный грузовик «КАМАЗ-мастер»

17 июля 1988 года была образована заводская гоночная команда «КАМАЗ-мастер» — многократный победитель различных ралли-рейдов.

Аэродромная комбинированная щеточно-продувочная машина АКПМ-3 РЗ. Шасси КАМАЗ-54601-60 (полноприводный)
Аэродромная комбинированная щеточно-продувочная машина АКПМ-3 РЗ. Шасси КАМАЗ-54601-60 (полноприводный)

В 1988 году по подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей КАМАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли.

Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 4,0-40/30 (43118). Базовое шасси КАМАЗ-43118 (6х6)
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 4,0-40/30 (43118). Базовое шасси КАМАЗ-43118 (6х6)

Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253
Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253

Двухосный бортовой автомобиль КАМАЗ-43253 — одна из наиболее востребованных массовых моделей, которая используется как для городских грузоперевозок, так и в качестве производственного автомобиля на промышленных предприятиях.

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253
Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253

Автомобиль КАМАЗ-43253 отличается простотой в управлении, экономичностью и универсальностью.

Автомобиль КАМАЗ-43253
Автомобиль КАМАЗ-43253

КАМАЗ-43253 может служить базой для производства различной спецтехники (коммунальная техника, автокраны и др.)

В 1996 году был создан опытный образец самосвала КАМАЗ-6520 — базового автомобиля нового семейства.

В ноябре 1998 года «КАМАЗ» приступил к выполнению первого заказа на новый самосвал КАМАЗ-65115.

В декабре 2000 года прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе шасси КАМАЗ-5297.

В ноябре 2003 года на автомобильном заводе «КАМАЗа» состоялась презентация нового серийного городского развозного автомобиля КАМАЗ-4308.

Автоцистерна пожарная АЦ-6,0/40 (КАМАЗ-43118). XIV Международный авиационно-космический салон МАКС-2019
Автоцистерна пожарная АЦ-6,0/40 (КАМАЗ-43118). XIV Международный авиационно-космический салон МАКС-2019

В марте 2004 года с главного конвейера сошёл 1,700,000-й автомобиль КАМАЗ.

Автомобиль КАМАЗ
Автомобиль КАМАЗ

12 декабря 2006 года Прессово-рамный завод «КАМАЗа» изготовил двухмиллионную с начала производства кабину для автомобилей КАМАЗ. В январе 2010 года ОАО «КАМАЗ» начало массовый выпуск автомобилей с рестайлинговыми кабинами.

Автомобиль КАМАЗ
Автомобиль КАМАЗ

15 февраля 2012 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл двухмиллионный грузовик.

16 октября 2013 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» было собрано десятитысячное автобусное шасси.

В декабре 2013 года начался серийный выпуск магистрального тягача КАМАЗ-5490 – флагмана нового модельного ряда «КАМАЗа».

Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа
Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа

В 2015 году «КАМАЗ» запустил серийное производство двух новых моделей грузовиков — седельного тягача КАМАЗ-65206 и бортового магистрального автомобиля КАМАЗ-65207, а также представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.

В 2016 году компания отпраздновала 40-летие со дня выпуска первого автомобиля. С конвейера сошли первые самосвалы нового модельного ряда КАМАЗ-6580 и КАМАЗ-65802.

В 2017 году разработано и выведено на рынок более 100 комплектаций грузовых автомобилей и шасси, в том числе 5 новых моделей поколения К-4: седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO, самосвалы КАМАЗ-6580 (6х4), КАМАЗ-65801 (8х4), КАМАЗ-65802 (6х6), шасси КАМАЗ 5325. Разрабатывается следующее поколение автомобилей КАМАЗ — поколение К5. Первый образец — магистральный тягач КАМАЗ-54901 был представлен на выставке COMTRANS–2017.

В апреле 2017 года на автомобильном заводе ПАО «КАМАЗ» началась серийная сборка автомобилей КАМАЗ-5490 NEO.

Электробус КАМАЗ
Электробус КАМАЗ

«КАМАЗ» стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на российском рынке уникальную модель пассажирского транспорта — электробус КАМАЗ-6282, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (заряда хватает до 70 километров).

Электробус КАМАЗ
Электробус КАМАЗ

В 2018 году «КАМАЗ» впервые вышел на рынок Москвы с пассажирским транспортом на электрической тяге.

Электробус КАМАЗ
Электробус КАМАЗ

Выполняется контракт на поставку в российскую столицу 100 электробусов и 31 зарядной станции.

Электробус КАМАЗ
Электробус КАМАЗ

Уникальный инновационный транспорт создан по сложнейшему техзаданию заказчика и требует всего 10-20 минут для подзарядки от станций ультрабыстрой зарядки.

Электробус КАМАЗ 2015 года выпуска
Электробус КАМАЗ 2015 года выпуска

Это — первый опыт работы по контракту жизненного цикла, который предусматривает обслуживание «КАМАЗом» всей техники в течение 15 лет.

15 мая 2018 года, в день открытия Керченского моста, автомобиль завода был во главе первой колонны проехавшей по сооружению. За рулём машины был президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

В конце мая 2019 года началось производство кабин поколения К5 на новом заводе, построенном совместно с компанией Daimler. Уровень автоматизации на производстве достиг 80%, оставив для человеческого персонала функции контроля качества, укладки деталей на сборочную линию и логистических задач. Доли партнёров распределены следующим образом: 80% готовой продукции получает КамАЗ, 20% — Mercedes. Планируемый годовой объём производства — 55 тысяч кабин поколения К5 (планируется достичь к 2024 году). Кабины будут производится для пяти типов грузовиков и самосвалов.

В 2020 году начнётся выпуск грузовика КАМАЗ-6595 с колёсной формулой 6×4. Компанию ему составит модель с формулой 6×6, чьим аналогом в семействе K4 был КАМАЗ-65802 с полной массой 41 000 кг, рассчитанный на перевозку 24 800 кг груза. Кабины самосвалов отличаются от таковой у флагманского магистрального тягача КАМАЗ-54901, выпускаемого малыми сериями с весны.

Крупнейший российский производитель тяжёлой техники выйдет на рынок лёгких коммерческих автомобилей с самостоятельной разработкой. На КамАЗе намерены расширить сферу присутствия и начать игру в сегменте, где доминирует «ГАЗель». Об этом сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на генерального директора ПAO «КАМАЗ» Сергея Анатольевича Когогина. Автомобиль является самостоятельной разработкой камазовцев, он создан без привлечения концерна Daimler, миноритарного акционера отечественной компании. Проектированием занимались последние несколько лет. Предполагается, что как минимум на первых порах линейка LCV будет состоять из грузовых, а не пассажирских модификаций. На рынок новинки выйдут под брендом КамАЗ. Опытно-промышленное производство могут запустить уже в 2020 году, а серийное — в 2021-2022-м.