Валентин Близнюк до последних дней работал над модернизацией Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160

30 декабря 2019 года на 92-м году ушёл из жизни выдающийся авиаконструктор — один из главных создателей стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 Валентин Близнюк.

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160
Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160

Валентин Иванович родился в селе Малороссийское в Восточном Казахстане 12 апреля 1928 года. С детства мечтал создавать самолёты, поэтому с выбором профессии долго не думал. Поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1953 году. А ещё за год до получения диплома стал работать в авиационном конструкторском бюро, которое возглавлял Андрей Николаевич Туполев.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Валентин Иванович Близнюк принимал участие в разработке тактического ударного самолёта Ту-91 и стратегического бомбардировщика Ту-95.

Беспилотный самолёт-разведчик «Рейс» из состава комплекса ВР-3 (БПЛА Ту-143 «Рейс»)
Беспилотный самолёт-разведчик «Рейс» из состава комплекса ВР-3 (БПЛА Ту-143 «Рейс»)

В 1957 году в ОКБ было создано подразделение беспилотной авиационной техники. В нём В.И. Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов, в том числе, Ту-121, Ту-123, Ту-143, Ту-141. И даже разработкой воздушно-космических систем — ударного беспилотного Ту-130 «ДП» и грузопассажирского Ту-136 «Звезда».

Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Валентин Близнюк внёс значительный вклад в разработку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 в качестве начальника отдела «общих видов» этого проекта, а затем заместителя главного конструктора.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160

Однако по-настоящему звёздным его проектом стал стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, получивший за красоту обводов имя «Белый лебедь».

Работа над этим самолётом началась в конце 1960-х годов. Первоначально ими руководил Анатолий Андреевич Туполев (сын А.Н. Туполева). В 1975 году главным конструктором проекта и заместителем генерального конструктора ММЗ «Опыт» Анатолия Туполева назначают Валентина Близнюка. Именно он и довёл проект до воплощения его в металл и начала серийного производства. В 1981 году Ту-160 впервые поднялся в воздух, а в 1987 году поступил на вооружение ВВС СССР.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160

Валентин Иванович Близнюк до последних дней своей долгой и яркой жизни работал над постоянной модификацией, модернизацией и дооснащением Ту-160 самым современным оборудованием. Именно поэтому Ту-160, вставший на крыло почти сорок лет назад, остаётся самым мощным в мире стратегическим самолётом.

Представители ПАО «Туполев» выразили соболезнования в связи с кончиной В.И. Близнюка. В нём говорится: «Руководство и коллектив ПАО «Туполев» выражает глубокие и искренние соболезнования родным и близким Валентина Ивановича. Это был выдающийся авиационный конструктор, талантливый организатор, отзывчивый и внимательный руководитель и друг. В развитие отечественного авиастроения Валентин Иванович внёс неоценимый вклад. Он создавал проекты и претворял их в жизнь, вкладывая свою энергию, знания и силы, свою искреннюю любовь к авиации и веру в её перспективы».

В конце ноября 2019 года первый полностью обновлённый стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М передан из производственных цехов на лётно-испытательную станцию Казанского авиазавода им. Горбунова.