Семь войн «Ишачка»: И-16 совершил первый полёт 86 лет назад

30 декабря 1933 года состоялся первый полёт советского истребителя И-16. Пилотировал машину легендарный испытатель авиационного завода № 39 Валерий Павлович Чкалов. Он разогнал истребитель до скорости 359 км/час, что было на 80 км/час больше, чем у самолётов-бипланов с аналогичным двигателем. Так прошло «крещение небом» самолёта-символа своей эпохи.

Истребитель И-16 был разработан в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова. Это был первый в мире массовый моноплан с убирающимся шасси и защищённым бронеспинкой креслом пилота. Мотор воздушного охлаждения М-22 имел мощность 480 л.с. Вооружение первых серийных истребителей составляли два пулемёта ШКАС калибра — 7,62 мм, которые буквально «перерезали» фюзеляжи противника.

Впрочем, самолёт имел и недостатки. Несмотря на сверхвысокую горизонтальную маневренность И-16 был аэродинамически неустойчивым. Тем не менее самолёт активно модернизировался и стал участником семи войн. Советские лётчики ласково называли его «Ишачок», испанцы — «Моска», что переводится как «Комар», японцы — «Абу» или «Овод», а немцы — «Рата», то есть «Крыса».

Боевое крещение И-16 состоялось в 1936 году в Испании. Опыт боев показал превосходство «Ишачка» над немецкими Heinkel Hе-51 и итальянскими Fiat CR.32. Советские пилоты владели инициативой, так как в любой момент могли выйти из боя и повторить атаку, используя превосходство в скорости. Ситуация в корне изменилась после появления в Испании немецкого истребителя Messerschmitt Bf 109. Пилоты «Легиона Кондор» имели преимущество в боях на «вертикали», но советские асы стремились перевести бой в «горизонталь». В 1937 году командиру эскадрильи Александру Гусеву удалось подбить Me-109, который совершил вынужденную посадку и затем оказался в СССР.

Другим серьёзным испытанием «Ишачка» стало небо Китая, где И-16 принял участие в сразу трёх военных столкновениях. До 1941 года СССР поставил 215 истребителей гоминьдановскому Китаю, их противниками стали японские монопланы Mitsubishi A5M и Nakajima Ki-27. Советским пилотам также лично пришлось столкнуться с японскими истребителями у озера Хасан и на Халхин-Голе. Кстати, там прошло первое боевое применение ракет РС-82. 20 августа 1939 года пятерка советских лётчиков капитана Николая Звонарева атаковала группу из 40 японских истребителей. Произведя одновременный залп с расстояния 1000 метров «Ишачки» сбили три самолёта противника.

Действовал И-16 в небе над Польшей в 1939 году и Финляндией в 1940 году. Воздушные бои во время советско-финской войны случались нечасто, поэтому истребители вели штурмовку наземных позиций и эшелонов с вражеской военной техникой.

В первый год Великой Отечественной войны на И-16 легла основная тяжесть боев с немецкой, итальянской, финской, румынской и венгерской авиацией. Увы, из-за желания советских военачальников оправдаться за катастрофу 1941 года «Ишачку» была отведена роль самого отъявленного неудачника. Хотя в 03:30 утра звено И-16 33-го истребительного авиаполка, базирующегося в Пружанах, сбило над Брестом первый немецкий самолёт. Всего с 22 июня по 5 июля 1941 года Германия, без учёта своих союзников, потеряла 807 самолётов, и самый большой процент сбитых оказался на счету «Ишачка». В своём кругу немецкие асы обычно говорили, что не нужно загонять «Крысу» в угол.

Тем не менее количество И-16 в действующих частях неуклонно сокращалось. Зато «Ишачки» достойно несли службу на Дальнем Востоке. 12 июня 1944 года лётчики 888-го авиаполка отбили от японских истребителей американский ударный морской самолёт PV-1 Ventura и привели её на свой аэродром под Петропавловском-Камчатском.