Противолодочный самолёт сделают на базе пассажирского

Противолодочный самолёт Ил-38Н
Противолодочный самолёт Ил-38Н

Морскую авиацию усилят сверхдальними охотниками за «стальными акулами».

Главкомат ВМФ уже подготовил технические требования к новейшему противолодочному самолёту, базой которого станет пассажирский лайнер Ту-204. Машину оснастят самым современным вооружением и оборудованием, включая боевых роботов. Комплекс станет грозой атомных подводных лодок противника, считают эксперты. Востребован он будет и для обеспечения действий российских боевых кораблей в океанах.

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уже подготовлено тактико-техническое требование на создание нового противолодочного авиационного комплекса (ПлАК). В качестве главного кандидата рассматривается пассажирский авиалайнер Ту-204 или его вариант Ту-214. Преобразовывать в боевые машины хотят уже выпущенные воздушные суда.

По словам источников «Известий», помимо самолётов Туполева, в состав ПлАКа войдут новые роботизированные средства охоты на субмарины, а также противолодочное вооружение. Кроме обычных гидроакустических буев и бортовой поисковой аппаратуры под контролем экипажа будут десантируемые с самолёта беспилотные катера. Найденные подлодки ПлАК сможет уничтожать собственным бортовым вооружением.

Глава Минпромторге Денис Валентинович Мантуров в августе прошлого года сообщил о запросе Минобороны предложений по созданию нового самолёта для этого комплекса. Отечественным разработчикам авиатехники предлагалось рассмотреть возможности по модернизации существующих моделей или проектированию принципиально новой машины. Ранее начальник морской авиации ВМФ РФ Игорь Сергеевич Кожин говорил о планах начала производства ПлАКа до 2030 года. Подготовка тактико-технического требования и определение кандидата на создание комплекса означает, что проект продвигается и надежды флота реализуемы.

Противолодочные самолёты в настоящее время играют важную роль, и Ту-204 хорошо подходит для выполнения их задач, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Егорович Селиванов.

— В мирное время они будут держать вражеские субмарины вдали от наших берегов, — сообщил Валентин Егорович Селиванов «Известиям». — В случае наступления угрожаемого периода им предстоит обнаружить районы развёртывания вражеских кораблей, чтобы после получения команды о начале боевых действий тут же их уничтожить. Атомная подлодка — серьёзный противник, который может нанести большой урон, поэтому средствам борьбы с ними надо уделять самое пристальное внимание.

Эффективность противолодочного самолёта в первую очередь определяет аппаратура, то есть средства обнаружения и уничтожения. Главной ударной силой должны стать самонаводящиеся торпеды. Для уничтожения субмарины хватит одного такого боеприпаса, резюмировал адмирал.

Новый самолёт с турбореактивными двигателями сможет часами патрулировать заданный район на больших высотах, дистанционно управляя морскими беспилотниками. Высокая крейсерская скорость позволит ему оперативно выдвигаться в любую точку поиска. Ожидается, что использование мобильной робототехники позволит резко нарастить вероятность обнаружения подводных лодок по сравнению с традиционными средствами поиска.

— Вопрос об обновлении парка противолодочных самолётов стоит перед ВМФ ещё с середины 1990-х годов, — считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Сейчас в российской морской авиации есть три типа самолётов для поиска и уничтожения вражеских субмарин. Для контроля ближней морской зоны предназначены Ил-38, построенные ещё в 1960-е годы. По данным СМИ, в эксплуатации осталось всего 15 единиц.

Противолодочный самолёт Ил-38Н
Противолодочный самолёт Ил-38Н

Восемь из них прошли модернизацию до варианта Ил-38Н, получив более совершенные приборы. Ещё меньше на вооружении осталось противолодочных самолётов-амфибий Бе-12.

Министерство обороны Российской Федерации заявляло также о намерении модернизировать все свои дальние Ту-142.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Они созданы на базе одного из вариантов стратегического бомбардировщика Ту-95 и унаследовали от него большую продолжительность полёта. Эти самолёты способны вести поиск подводных лодок и морскую разведку в нескольких тысячах километров от берега. Но, по данным СМИ, таких машин сейчас в строю не более двух десятков. Малое количество самолётов противолодочной авиации ограничивает возможности Российского флота по слежению за иностранными субмаринами и военными кораблями.

— Тратить деньги на разработку специализированного самолёта с нуля расточительно. Особенно если учесть, что основным требованиям, которые необходимы машинам с противолодочным оснащением, отвечают гражданские лайнеры, — сказал «Известиям» Дмитрий Болтенков. «Туполевы» надёжны и могут эксплуатироваться буквально в режиме маршрутного такси — ежедневно летать, не требуя больших затрат на обслуживание. По подобному пути пошли и другие страны. Так, например, США сделали свой противолодочный самолёт «Посейдон», взяв за основу пассажирский «Боинг».

Грузовой среднемагистральный самолёт Ту-204С
Грузовой среднемагистральный самолёт Ту-204С

Самолёты Ту-204/214 по характеристикам близки к Boeing 737-800, на базе которого созданы американские P-8 Poseidon. На «Туполевых» авиакомпании выполняли даже беспосадочные рейсы из Москвы во Владивосток. Теперь машины помогут обеспечить не только большое время патрулирования, но и комфортные условия на борту для экипажа и операторов противолодочного вооружения.

— Немаловажно и то, что самолёты уже есть в наличии. На них остаётся только установить необходимую аппаратуру. Это позволит быстро нарастить парк морской авиации, — считает Дмитрий Болтенков.

По данным онлайн-реестра российских самолётов, на хранении сейчас находится не менее 30 Ту-204/214 в пассажирских модификациях.

В семействе авиалайнеров Туполева Ту-204/214 уже имеется несколько вариантов, созданных специально для силовых ведомств. На вооружении Минобороны состоят два самолёта комплексной разведки Ту-214Р. Ещё два разведчика — Ту-214ОН построены для наблюдательных полётов по международному договору «Открытое небо». В специальном летном отряде «Россия», обеспечивающем работу первых лиц государства, числятся Ту-214 в вариантах пункта управления, ретранслятора и специального узла связи.