Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена открыта 18 января 1944 года.

Третья очередь строительства Московского метрополитена
Третья очередь строительства Московского метрополитена

Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена. Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %.

Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). Наземный вестибюль. Интерьер аванзала. 1939 г. Б.М. Иофан, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин. Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, белила
Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). Наземный вестибюль. Интерьер аванзала. 1939 г. Б.М. Иофан, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин. Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, белила

После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено в мае 1943 года.

Проект станции метро «Бауманская». Люстра. Эскиз. 1944 г. Б.М. Иофан, при участии Ю.П. Зенкевича, Д.М. Циперовича, М.В. Адрианова, В.В. Поляцкого. Бумага, карандаш, акварель
Проект станции метро «Бауманская». Люстра. Эскиз. 1944 г. Б.М. Иофан, при участии Ю.П. Зенкевича, Д.М. Циперовича, М.В. Адрианова, В.В. Поляцкого. Бумага, карандаш, акварель

Станция «Бауманская» открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская». После ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций.

Проект станции метро «Бауманская». Фрагмент решётки вентиляции. Эскиз. 1944 г. Б.М. Иофан, при участии Ю.П. Зенкевича, Д.М. Циперовича, М.В. Адрианова, В.В. Поляцкого. Бумага, карандаш, акварель
Проект станции метро «Бауманская». Фрагмент решётки вентиляции. Эскиз. 1944 г. Б.М. Иофан, при участии Ю.П. Зенкевича, Д.М. Циперовича, М.В. Адрианова, В.В. Поляцкого. Бумага, карандаш, акварель

Станция «Бауманская» расположена в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы, вдоль Спартаковской улицы вблизи её пересечения с Бауманской.

Своё название получила в честь видного российского революционера Николая Эрнестовича Баумана, который погиб в самом начале революционного движения в России. А проектных названий у станции было два — «Спартаковская» и «Разгуляй».

Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). Наземный павильон. Перспектива. 1940 г. Б.М. Иофан, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин. Бумага, карандаш, уголь, пастель
Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). Наземный павильон. Перспектива. 1940 г. Б.М. Иофан, Ю.П. Зенкевич, В.В. Пелевин. Бумага, карандаш, уголь, пастель

Архитекторы станции Борис Михайлович Иофан, Ю.П. Зенкевич, Д.М. Циперович, М.В. Андрианов, В.В. Поляцкий.

Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). Перронный зал. Фрагмент. 1940 г. Б.М. Иофан, при участии Ю.П. Зенкевича, Д.М. Циперовича, М.В. Адрианова, В.В. Поляцкого. Бумага, угольный карандаш, акварель
Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). Перронный зал. Фрагмент. 1940 г. Б.М. Иофан, при участии Ю.П. Зенкевича, Д.М. Циперовича, М.В. Адрианова, В.В. Поляцкого. Бумага, угольный карандаш, акварель

Изначально архитектор станции Народный архитектор СССР Борис Михайлович Иофан планировал выполнить архитектурное оформление станции в древнеримском стиле (в соответствии с первоначальным названием «Спартаковская»), украсив её статуями гладиаторов. Этот проект претерпел существенные изменения — вместо классических скульптур были поставлены статуи современников.

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения станция построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра.

Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Со стороны центрального зала между нишами пилонов установлены полуколонны из полированного малинового кварцита карельского месторождения Шокша. Это достаточно дорогой и редкий облицовочный камень, который известен своей прочностью. Удивительно, но это, наверное, единственный случай использования этого необычного материала в оформлении Московского метрополитена. Станционный зал завершается красивым сводчатым потолком, оформленным оригинальным декоративным орнаментом, с широкими карнизами, в нишах которых спрятаны светильники. Пилоны и верх путевых стен облицованы белым мрамором «газган», низ путевых стен отделан чёрным с белыми прожилками армянским мрамором «давалу».

Основной мотив декоративного украшения станции — единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.

Скульптура «Десантник» для перронного зала станции метро «Бауманская». 1940-1944 гг. Скульптор Вячеслав Андреевич Андреев. Модель. Гипс, тонировка
Скульптура «Десантник» для перронного зала станции метро «Бауманская». 1940-1944 гг. Скульптор Вячеслав Андреевич Андреев. Модель. Гипс, тонировка

В нишах пилонов (между кварцитовых полуколонн) установлены восемь скульптур.

Скульптура «Лётчик» на станции «Бауманская» Московского метрополитена
Скульптура «Лётчик» на станции «Бауманская» Московского метрополитена

Над скульптурами для станции работал скульптор Вячеслав Андреевич Андреев, который, однако, не успел полностью завершить свой замысел до своей кончины в 1945 году. После смерти В.А. Андреева работу над скульптурами по его эскизам продолжили О.А. Андреева (вдова скульптора) и Сергей Васильевич Кольцов.

Скульптура «Метростроевка» на станции «Бауманская» Московского метрополитена
Скульптура «Метростроевка» на станции «Бауманская» Московского метрополитена

Вячеславом Андреевичем Андреевым выполнены скульптуры «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка» и «Лётчик».

Скульптура «Конструктор» на станции «Бауманская» Московского метрополитена
Скульптура «Конструктор» на станции «Бауманская» Московского метрополитена

Сергеем Васильевичем Кольцовым и О.В. Андреевой выполнены скульптуры «Командир», «Партизанка», «Рабочий» и «Конструктор».

Скульптура «Лётчик» на станции «Бауманская» Московского метрополитена
Скульптура «Лётчик» на станции «Бауманская» Московского метрополитена

Изначально скульптуры были выполнены из гипса, но со временем они утратили свой первоначальный вид и в 1970-х годах были заменены на бронзовые копии.

У студентов, учащихся неподалеку (в институте им. Баумана) существует поверье — если потереть ствол пистолета, тебя ждёт удача на экзамене.

Тупиковую арку центрального станционного зала украшает мозаика с изображением Владимира Ильич Ленина с развивающимися на заднем плане знамёнами.

Наземный вестибюль станции «Бауманская» Московского метрополитена
Наземный вестибюль станции «Бауманская» Московского метрополитена

Наземный вестибюль представляет собой массивное сооружение, вход в него образован порталом с колоннадой из четырёх колонн отделанных лабрадоритом. Интерьер украшен майоликовой мозаикой — автор В.Ф. Бородиченко и барельефами Заслуженного деятеля искусств РСФСР Исаака Моисеевича Рабиновича.

Рельефные изображения панорамы Красной площади и солдат разных видов войск на фасаде вестибюля станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Рельефные изображения панорамы Красной площади и солдат разных видов войск на фасаде вестибюля станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

На фасаде вестибюля станции «Бауманская» над сводчатыми дверьми расположены рельефные изображения панорамы Красной площади и солдат разных видов войск.

Памятная доска на правой стороне фасада наземного вестибюля станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Памятная доска на правой стороне фасада наземного вестибюля станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

На правой стороне фасада наземного вестибюля станции «Бауманская» находится памятная доска.

В вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
В вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

В вестибюле расположены кассы, а также вход и выход, разнесённые по разным стенам.

Бюст Николая Эрнестович Баумана у выхода из вестибюля станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Бюст Николая Эрнестович Баумана у выхода из вестибюля станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

У выхода на высоком гранитном постаменте установлен бюст Н.Э. Баумана (скульптор А.П. Шлыков). Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И.М. Рабинович).

Цитата И.В. Сталина в вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Цитата И.В. Сталина в вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

А над панно высечена цитата Иосифа Виссарионовича Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». Его подпись была убрана после развенчания «культа личности».

Цитата И.В. Сталина в вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Цитата И.В. Сталина в вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

Планировалось, что после реконструкции утраченная подпись «И. Сталин» вернётся, но в сентябре 2015 года появилась информация о том, что подпись И.В. Сталина не вернут на обновлённую станцию, так как на момент принятия под охрану цитата была лишена подписи в связи с осуждением «культа личности».

Фигурная решётка на вентиляционном отверстии в наземном вестибюле станции «Бауманская»
Фигурная решётка на вентиляционном отверстии в наземном вестибюле станции «Бауманская»

Вентиляционные отверстия в наземном вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии скрыты фигурными решётками.

Вид на эскалаторы станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Вид на эскалаторы станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

Интересно, что до недавнего времени на этой станции действовали самые старые эскалаторы в Московском метрополитене. Эскалаторы типа Н-40-III не менялись со дня открытия станции, то есть с 1944 года!

Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

8 февраля 2015 года станция была закрыта на почти годовой ремонт, в результате которого эскалаторы поменяли, а их количество выросло с трёх до четырёх.

Турникетные линии на станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
Турникетные линии на станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

Количество турникетных линий в наземном вестибюле станции «Бауманская» увеличилось вдвое.

В вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
В вестибюле станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

А также были обновлены инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации.