Сергей Эйзенштейн

Мемориальная доска на фасаде дома (Чистопрудный бульвар, дом 23), где с 1920 года по 1934 год жил и работал Сергей Михайлович Эйзенштейн
Мемориальная доска на фасаде дома (Чистопрудный бульвар, дом 23), где с 1920 года по 1934 год жил и работал Сергей Михайлович Эйзенштейн

Советский режиссёр театра и кино, теоретик кино Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 (10 по старому стилю) января 1898 года в Риге в семье инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, происходившей из семьи архангелогородских купцов.

Сергей Эйзенштейн получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры. В 1912 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. В 1915 году Сергей Эйзенштейн окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. После Октябрьской революции 1917 года, не закончив учебы, добровольцем ушёл в Красную Армию, был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актёр и режиссёр. Осенью 1920 года Сергей Эйзенштейн был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), но не стал там продолжать учебу, а ушёл в театр. Он поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта, где в 1921 году оформил спектакль «Мексиканец» по Джеку Лондону. С 1921 по 1922 год Сергей Эйзенштейн был слушателем и режиссёром-стажёром Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством режиссёра Всеволода Мейерхольда. Вместе с будущим известным кинорежиссёром Сергеем Юткевичем оформлял спектакли в театре «Мастфор» и в Центральном просветительском театре. С 1923 года Сергей Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал различные дисциплины (от эстетики до акробатики), среди его учеников были будущие известные режиссёры Григорий Александров и Иван Пырьев.

В 1923 году в журнале «ЛЕФ» Сергей Эйзенштейн опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов», в котором обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приёмов, а также плаката и публицистики в театральных спектаклях. Свой первый полнометражный фильм «Стачка» режиссёр снял в 1924 году и получил за него золотую медаль на выставке в Париже.

Граффити-портрет Сергея Михайловича Эйзенштейна (Большой Ватин переулок, дом 4, строение 1)
Граффити-портрет Сергея Михайловича Эйзенштейна (Большой Ватин переулок, дом 4, строение 1)

Золотой медали выставки была удостоена его следующая кинокартина «Броненосец Потёмкин», вышедшая на экраны в 1925 году. Американская киноакадемия признала киноленту лучшим фильмом 1926 года. Картина неизменно присутствует в рейтинге десяти самых значительных произведений мирового кинематографа, который составляется каждые десять лет, начиная с 1952 года. Фильмы «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929) отразили следующий этап в его творчестве, когда от идеи «монтажа аттракционов» он логически пришёл к своего рода «монтажу мыслей», реализованной в ряде метафор. «Октябрь» завершал условную революционную кинотрилогию Сергея Эйзенштейна, начатую «Стачкой» и «Броненосцем «Потёмкиным». Благодаря тому, что режиссёр «переписал» событийную канву Октябрьской революции, «Октябрь» стал в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране «второй реальности», кажущейся подлиннее настоящей. В 1929 году Сергей Эйзенштейн вместе с актёром Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ был командирован за границу — сначала в Западную Европу, а затем в США. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США Сергей Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию «Американской трагедии» Теодора Драйзера, но компания отказалась от сценария Сергея Эйзенштейна. Позднее режиссёр приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!», который не был завершён. Позднее фильм был доработан Григорием Александровым в 1979 году. После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занимался научной и педагогической деятельностью. Преподавал в Государственном техникуме кинематографии, преобразованном в 1938 году во ВГИК. С 1937 года был профессором ВГИКа.

Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой книг «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатывались принципы цвета, звука и монтажа в кино. В 1935-1936 годах он снимал фильм «Бежин луг», посвящённый памяти Павлика Морозова. Картина была запрещена Политбюро «ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности». За свой следующий фильм «Александр Невский», созданный в 1938 году, режиссёр получил орден Ленина, степень доктора искусствоведения и Сталинскую премию. В отличие от «Броненосца» и «Октября», важную роль в этом фильме играет работа профессиональных артистов, главную роль исполнил известный актёр Николай Черкасов. В 1940 году Сергей Эйзенштейн поставил на сцене Большого театра оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». В годы Великой Отечественной войны режиссёр участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира) и в радиопрограмме «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира, июль 1941), призывавших англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.

Последний фильм Сергея Эйзенштейна — кинотрагедия «Иван Грозный» в двух сериях стал второй вершиной творчества режиссёра. В этом фильме Сергей Эйзенштейн затронул идею трагической расплаты правителя за преступления совершённые в ходе борьбы за власть. В картине снимались Николай Черкасов, Амвросий Бучма, Серафима Бирман, Михаил Жаров, музыку к фильму написал известный композитор Сергей Прокофьев. За первую серию «Ивана Грозного», вышедшую в 1945 году, Сергей Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии. Однако историческая концепция, предложенная Сергеем Эйзенштейном во второй серии, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет, и в сентябре 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление резко критикующее вторую серию картины за искажение русской истории и образов её деятелей. Фильм был выпущен на широкие экраны лишь в 1958 году.

В ночь на 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн скончался от сердечного приступа в Москве во время работы над статьей «Цветовое кино». Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Сергей Эйзенштейн вошёл в историю кино как один из крупнейших его теоретиков и практиков. В 1956 году вышло однотомное, а в 1964-1971 годах — шеститомное собрание сочинений режиссёра.

Сергей Эйзенштейн был женат на журналистке Пере Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева). Сергей Эйзенштейн был удостоен двух Сталинских премий первой степени. Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР, доктором искусствоведения.

Доходный дом Николая Дмитриевича Телешова (Чистопрудный бульвар, дом 23)
Доходный дом Николая Дмитриевича Телешова (Чистопрудный бульвар, дом 23)

С 1920 года по 1934 год Сергей Михайлович Эйзенштейн жил по адресу: Чистопрудный бульвар, дом 23.

Доходный дом Николая Дмитриевича Телешова (Чистопрудный бульвар, дом 23)
Доходный дом Николая Дмитриевича Телешова (Чистопрудный бульвар, дом 23)

Доходный дом Николая Дмитриевича Телешова в 1900 году построил архитектор Семён Васильевич Барков. В квартире № 2 жил С.М. Эйзенштейн.

Мемориальная доска на фасаде дома (Чистопрудный бульвар, дом 23), где с 1920 года по 1934 год жил и работал Сергей Михайлович Эйзенштейн
Мемориальная доска на фасаде дома (Чистопрудный бульвар, дом 23), где с 1920 года по 1934 год жил и работал Сергей Михайлович Эйзенштейн

В 1958 году на фасаде Доходного дома Н.Д. Телешова была установлена мемориальная доска (скульптор А.Н. Костромитин).

В 1968 году Москве именем режиссёра названа улица, расположенная на территории Северо-Восточного административного округа.

В 2008 году распоряжением правительства Москвы была создана Библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.