Станция «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии

Вестибюль станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена
Вестибюль станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена

Станция «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена открыта 23 января 1986 года в составе участка «Серпуховская» — «Боровицкая».

Станция «Боровицкая» связана пересадками со станциями «Библиотека имени Ленина» на Сокольнической линии и «Арбатская» на Арбатско-Покровской линии, а через них — также со станцией «Александровский сад» на Филёвской линии.

Станция «Боровицкая» расположена в районе Арбат Центрального административного округа города Москвы. Названа по расположенной поблизости одноимённой башне Московского Кремля. Проектное название — «Библиотека имени Ленина», по находящейся рядом Российской государственной библиотеке, носившей соответствующее название до 1992 года.

Станция «Боровицкая» — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Является одной из станций четырёхстанционного пересадочного узла «Александровский сад — Арбатская — Библиотека имени Ленина — Боровицкая».

Станция «Боровицкая» представляет собой пилонную трёхсводчатую конструкцию глубокого заложения. Длина пилона — два кольца чугунной обделки. Диаметр боковых тоннелей — 8,5 м, центрального тоннеля — 9,5 м. Инженер-конструктор — Е.С. Барский.

Архитектурные и декоративно-художественные приёмы передают главный тематический образ станции — образ Московского Кремля. Архитекторы — Лев Николаевич Попов, В.С. Волович.

Длинные и сравнительно узкие пилоны со скошенными углами стилизованы под стены с воротами. Каждый пилон представляет собой колонну, сужающуюся от основания к вершине, а под основанием сводов станции пилоны образуют длинные широкие карнизы, выступающие в сторону центрального и боковых залов. В карнизах сооружены прямоугольные ячейки, в каждой из которых располагается люминесцентная лампа. Проёмы между пилонами уже, чем сами пилоны и имеют почти прямоугольную форму, потолки в них плоские, а верхние углы — несколько скруглены. По замыслу архитекторов эти приёмы должны были передать образ стен Московского Кремля.

Основными цветами в облицовке станции являются белый, красный и золотой. Лицевые стороны пилонов и путевые стены отделаны белым мрамором Коелгинского месторождения. Белый цвет здесь является отсылкой к белокаменному Кремлю Дмитрия Донского. Проёмы выложены красным облицовочным кирпичом, что является отсылкой к современному облику Московского Кремля, воздвигнутого при Иване III Великом. На некоторых кирпичах размещены керамические миниатюры, исполненные в примитивистком стиле и имитирующие старые клейма: «буквицы», «цифирь», кораблик и птица, «чудо Георгия о змии», рубленый острог, «борзый» конь, букет, каменная крепость, парочка в окошке, море с дельфинами, осетр в сетях, пушка, реактивный самолёт, автомобиль, стартующая ракета и космонавт. Эти миниатюры являются отсылкой к торгово-ремесленному посаду, который когда-то размещался на Боровицком холме, у стен кремлёвской крепости.

Помимо множества отсылок к Московскому Кремлю, на станции присутствует ещё одна, не столь ярко выраженная. Форма ячеек карниза подобна форме вентиляционных решёток вагона типа «Е», проходы в пилонах напоминают его окна, а линия свода глухого торца станции повторяет очертания торца вагона.

Композиция «Дерево народов СССР» в южном торце станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена
Композиция «Дерево народов СССР» в южном торце станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена

В глухом южном торце центрального зала размещено большое керамическое панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза (художник: Заслуженный художник Российской Федерации Иван Валентинович Николаев). На панно изображено дерево с кроной в виде карты СССР, растущее из Московского Кремля. В кроне располагаются 15 поясных фигур людей в национальных костюмах, под каждой из которых размещена лента с указанием названия союзной республики. У подножия Кремля расположены колосья, а над Кремлём — кирпичное небо. Вся композиция исполнена в терракотовом цвете, за исключением золотых колосьев и неба. Перед панно расположена чаша декоративного сухого фонтана с низким гранитным бортиком.

В северном торце центрального зала, в нише над проходом к эскалаторам, располагается другое небольшое панно, на котором изображены золотые купола на фоне керамики терракотового цвета. Ниши являются типичным архитектурным элементом данной станции, они расположены на перилах мостиков перехода, на стенах переходов и коридоров, над арками проходов и эскалаторов. В русском зодчестве такая архитектурная форма называлась «недреманное око» и часто применялась при строительстве крепостей.

Единственный вестибюль «Боровицкой» был встроен в западный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, который стал общим для двух станций. Он представляет собой полуподземный павильон, реконструкция которого для совместного использования завершилась в 1990 году, в её ходе в нём появилась ниша второго этажа и общий аванзал. Верхний уровень вестибюля является наземным, нижний — подземным, через оба уровня вестибюля насквозь проходят двенадцать круглых колонн. Колонны и часть стен вестибюля облицованы белым мрамором Коелгинского месторождения. Вестибюль связан со станцией эскалаторным ходом и четырьмя попарно расположенным лестницами с восточной стороны южной половины станции. Стена в вестибюле над аркой эскалаторного хода, ведущего к станции «Боровицкая», облицована красным кирпичом с клеймами, аналогично облицовке проходов между пилонами на самой станции, кроме того, на ней закреплено чеканное панно, изображающее золотой веер солнечных лучей.

Майоликовый портрет Владимира Ильича Ленина на стене вестибюля станции «Боровицкая», который встроен в западный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии
Майоликовый портрет Владимира Ильича Ленина на стене вестибюля станции «Боровицкая», который встроен в западный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии

На противоположной стене размещён майоликовый портрет Владимира Ильича Ленина. Наружный павильон вестибюля, построенный вместе с первой очередью Московского метрополитена, имеет небольшие размеры, в августе 2016 года он получил архитектурную подсветку. Вестибюль расположен на Моховой улице, близ старого здания Российской государственной библиотеки. Архитекторы вестибюля — Лев Николаевич Попов, В.С. Волович, Г.С. Мун.