Отечественное БРЭО для МС-21 появится не ранее конца 2023 года

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300

До конца 2023 года должен быть создан российский бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для самолёта МС-21. Первая партия МС-21 должна поступить в эксплуатацию в конце следующего года. Как рассказал генеральный директор Иркутского авиазавода Александр Алексееви Вепрев, новый самолёт может вывести всю российскую авиационную промышленность на принципиально новый уровень.

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300

Почему собственная разработка бортовых систем так важна? Сегодня комплектующие для приборов нового самолёта поставляет Франция (компания Thales) и США (две компании — Honeywell и Rockwell Collins). Но при запуске в серию МС-21 («Магистральный самолёт XXI-го века»), есть определённый риск попасть под очередные санкции. Поэтому гораздо надёжнее будет заняться разработкой и выпуском собственного бортового оборудования, тем более что для этого есть все возможности.

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300

Корпорация «Иркут», в которую входит завод, объявила открытый конкурс на создание таких приборов. В его условия входят также и сроки разработки — четвёртый квартал 2023 года. Сейчас на предприятии строятся опытные образцы самолётов, которые проходят испытание на базе в подмосковном Жуковском. На заводе в Иркутске начата подготовка к серийному производству и к концу следующего года намечен выпуск первых лайнеров.

Это очень перспективный, среднемагистральный пассажирский самолёт. Он разработан корпорацией «Иркут», в которую входит не только иркутский авиазавод, но и ОКБ Яковлева.

Турбореактивный самолёт Як-40
Турбореактивный самолёт Як-40

С разработками этого конструкторского бюро пассажиры познакомились очень давно, когда на авиалиниях появились первые ЯК-40.

Ближнемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт Як-42 на ВДНХ
Ближнемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт Як-42 на ВДНХ

Поскольку базовая модель оказалась очень удачной, с тех пор семейство Яков постоянно пополняется. Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21 должен был называться ЯК-242, но по каким-то причинам от этой знакомой аббревиатуры отказались.

Хотелось бы, чтобы толчком к развитию данных разработок послужила «Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года», которую новый премьер утвердил на следующий день после вступления в должность. Будем надеяться, что именно эта стратегия поспособствует развитию собственных высоких технологий. Причём упор в ней делается как раз на то, что новые разработки будут направлены на импортозамещение. А с перспективной конструкцией самолёта связано не только будущее завода, но и огромного количества смежников.

Опасения, касающиеся возможных проблем из-за санкций, имеют под собой достаточно серьёзные основания — прецеденты уже были. Первый опытный образец поднялся в воздух почти три года назад — в мае 2017 года. Через два года он был открыто продемонстрирован на выставке «МАКС-2019» в Жуковском. На этом дело и кончилось, хотя серийный выпуск был запланирован вначале на 2017 год, потом срок перенесли на 2018 год, а сегодня уже на следующий — 2021-й.

И всему причиной санкции против корпораций ОАК и «Ростех», более того, есть данные, что выпуск нового лайнера может затянуться до 2025 года. А это убытки не только завода или корпорации «Иркут», но и смежников из других отраслей.